ТРАЕКТОРИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ
Знак перечеркнутой ладони
Субкультура стрэйтэйджеров поставила крест на алкоголе. И не только
Все подростковые субкультуры, как известно, так или иначе
противопоставляют себя «взрослому миру» и тому миру, который взрослые
создали. Отстаивая собственную погруженность в кинематографическое или
футбольное фанатство, в круг роллеров или байкеров, ребята все же
исходят из того, что «взрослый мир» – это норма, а они в своей
субкультуре от этой нормы отклоняются. Это неотменимый закон
взросления, тот самый конфликт отцов и детей, пройти который необходимо
каждому, чтобы обособиться, отделиться и определить личные
границы.Тревожит другой вопрос: куда именно они уходят? К кому, какие
роли берут, какие идеи воплощают? Надолго ли это увлечение,
или все всерьез? И еще: что думать, как понимать, каким образом
реагировать на новую жизнь подросших детей? Мы продолжаем разговор о
подростковых субкультурных мирах...
Знак «SXE» на груди у него
Вызов неправильному образу жизни сегодня бросают стрэйтэйджеры. Для
России эта субкультура достаточно новая, хотя на Западе она существует
уже больше четверти века. По-русски ее название не устоялось. Она
обозначается и английской формулой «Straight Edge» (в дословном
переводе – «четкая грань», «разграничительная линия»), и особым значком
«SXE».
Происхождение этого значка показательно: буква «S» – это сокращение от
«Straight», буква «Е» – сокращение от «Edge», а буква «Х» в середине –
это на самом деле не буква, а косой крест. Дело в том, что в
американских молодежных клубах всем несовершеннолетним, проверив
документы у входа, ставили на тыльную сторону ладони косой крест особой
краской. Чтобы всем «помеченным», всем с «перечеркнутой ладонью» не
продавали спиртное: несовершеннолетним – нельзя! Субкультура
стрэйтэйджеров на алкоголе поставила крест вообще, в принципе и
навсегда, поэтому и ввела этот значок в свое сокращенное название.
Крест поставлен не только на алкоголе. Стрэйтэйджеры противопоставляют
себя как выразителей истинной нормы, как энтузиастов правильной жизни
всему нехорошему, грязному, порочному, что есть в мире.
Безусловно, это субкультура протестная. Но если прочие субкультуры
оказываются в противостоянии обществу, то эта – не обществу, а его
порокам. Так утверждают сами стрэйтэйджеры – и делают это с пафосом. На
интернет-страницах можно найти декларацию «SXE», состоящую из десяти
пунктов: «Времена меняются, уходят группы и музыкальные стили, но
остаются люди, которым надоело жить в этой грязи, которые задыхаются в
атмосфере всеобщего заражения.
Идея «Straight Edge» универсальна, дает ответы на все вопросы и
помогает в жизненном утверждении любому, кому надоело задыхаться в
болоте злобы и безразличности. Эта идея должна жить, она нужна людям.
«SXE» – это позитивное отношение к жизни; это жесткое соблюдение
моральных и физических норм; это здоровый образ жизни и сознательный
отказ от принятия любого рода веществ, разрушающих человеческий
организм (никотин, алкоголь, наркотические препараты, кофеин); это
правдивость и честность по отношению к себе и к окружающим (верность в
дружбе, любви, сексе и т.д.); это борьба против любых форм
дискриминации, будь то расизм (дискриминация по расовому признаку),
сексизм (дискриминация по половому признаку), эйджизм (дискриминация по
возрастному признаку) и т.д.; это стремление расширить свое сознание;
это сознательный отказ от употребления веществ, вводящих человека в
состояние измененного сознания; это стремление к сознательной свободе;
это духовное очищение; это верность однажды выбранному пути, это твой
личный выбор, не зависящий от кого бы то ни было. Только ты сам вправе
распоряжаться своей жизнью и решать, что тебе больше подходит».
Ну и хорошо, вроде бы что тут скажешь!
Новые ригористы
Самоограничения – это у них в круге первом. Стрэйтэйджеры не едят мяса
как по моральным соображениям (нельзя ничего отнимать у живых
существ!), так и по соображениям здорового образа жизни (отнятое у
живых существ вредно для твоего организма). А те, кто придерживается
более строгого вегетарианства, так называемые «веганисты», не признают
вообще ничего, что так или иначе взято у «братьев наших меньших»: не
только мясо, но и молоко, мед, шерсть, шелк, перо, пух, желатин, белок,
желток – всего не перечислишь. Можно полагать, что стрэйтэйджеры
выступают в защиту прав животных и окружающей среды, однако ни к каким
движениям в этом роде они никогда не примыкают, считают вредными и
лицемерными любые общественные движения.
Естественно, внутри движения «Straight Edge» возникают ответвления,
кто-то более воинственно исполняет правила, а кто-то ведет себя более
либерально. Воинственные стрэйтэйджеры исходят из того, что они обрели
истину в последней инстанции, поэтому имеют право навязывать ее, даже и
насильственным путем, всем, кто истину еще не обрел. На практике это
означает, например, то, что стрэйтэйджер-боец подойдет на улице к
курящему или пьющему пиво человеку (не обязательно даже к ровеснику) и
затеет с ним драку. Причем гарантированно победит, поколотит:
стрэйтэйджеры – ребята крепкие, потому что непременных занятий спортом
требует их образ жизни.
У нас в стране пока еще, к счастью, преобладает «Soft line»
стрейтэйджерства, «мягкая линия», не признающая насилия. Софтлайнеры не
употребляют спиртного, не курят, ничего не «нюхают», не пьют кофе,
отрицают любое использование психоактивных веществ в немедицинских
целях. Твердо стоят на том, что половые связи до брака запрещены.
Исходят из того, что надо учиться, что желательно даже совмещать учебу
с работой.
И опять кажется: вот как хорошо! Ведь и взрослые учат тому же самому –
мама с папой тоже говорят, что пить и курить – это
неправильно, что наркотики – это ужасно, что добрачные половые
связи – это совершенно не нужно сыну, а тем более дочке.
И все же чего-то «не делать» – это недостаточная основа для объединения.
Не такие, как вы
Для чего же собирается общество «SXE»? В действительности
стрэйтэйджеров объединяет то, что почему-то не упоминается в их
декларации. Объединяет музыка. Музыка, которую они сами пишут. Эта
музыка подирает уши непривычному слушателю. Эта музыка принципиально не
ласкает слух никому. Эта музыка не то что напоминает панк-рок, а по
сути дела это и есть панк-рок. Только «панки» противопоставляли себя
обществу тем, что вот какие они плохие, отпетые, а стрэйтэйджеры
вывернули эту идею наизнанку: вот какие мы хорошие, образцовые.
Основные темы песен стрэйтэйджеров – борьба с обществом потребления, с
духом коммерции, с фашизмом. А музыка та же самая, протестная.
В жизни настоящего стрэйтэйджера важнейшее место занимает «репа».
«Репа» – это репетиция. Стрэйтэйджеры иногда устраивают концерты, но
это скорее исключение. Суть дела – «репа». Именно во время «репы»
музыка по-настоящему рождается, именно на «репе» музыканты делятся ею с
друзьями-единомышленниками. Создатели этой музыки принципиально
отказываются от какого бы то ни было коммерческого ее применения. Эту
музыку нередко записывают, но никогда не продают.
С одной стороны, стрэйтэйджеры настаивают на том, что любая
коммерческая деятельность и все, что порождает коммерцию, – это
«растление умов», точно так же как и наркотики с алкоголем, но с другой
– это еще и установка не иметь внешней цели (концерт), не напрягаться
над созданием готового продукта, особо ни за что не отвечать.
Стрэйтэйджеры в большинстве своем антифашисты, выступают за полное
равноправие, против всякой дискриминации. В то же время они против
современного либерального общества как растленного, проникнутого духом
наживы, грязного, порочного, – но по тем же основаниям противопоставлял
себя либеральному обществу настоящий фашизм. При этом абсолютно все
стрэйтэйджеры выступают против скинхедов: «Скины – враги!»
Поди-ка разберись. Зато стрэйтэйджеров легко опознать по внешнему виду:
он должен выглядеть антикоммерчески. На «репе» положено быть в широких
бесформенных штанах, просторном свитере с капюшоном, тяжелых ботинках,
как для сноуборда (кстати, многие стрэйтэйджеры занимаются
экстремальными видами спорта и подчеркивают в одежде свою спортивную
агрессивность).
На футболках они носят свои девизы: «Drug free» – свободен от
наркотиков, «Poison free» – свободен от ядов. И конечно, значок «SXE».
Семейное же горе начинается тогда, когда юные борцы за правильную жизнь
против неправильного мира хотят и этот значок, и эти девизы, и многое
чего еще поместить не только на свою футболку, но и на свою кожу.
Некоторые так и делают, «украшая» себя громаднейшими – во всю спину,
например, татуировками.
Еще один опознаватель стрэйтэйджера – пирсинг. Если увидите мальчишку
со специфически изуродованным ухом – знайте, это он, энтузиаст
«SXE». Мочка уха не просто проколота, а особым образом растянута, в ней
проделан даже не прокол, а дырка, так называемый «тоннель», а серьга не
свешивается, а вправлена в истонченную кожу, как стенки «тоннеля».
Дырка большущая – палец можно продеть…
Но если спросить, что эта дырка обозначает, то мальчишка ответит так,
что и возразить будет нечего. Это символ его принадлежности к движению,
которое провозглашает для современного общества, погрязшего в коммерции
и насилии, самые нужные идеи: «Человек – венец творения,
прекрасное и гармоничное создание, но только тогда, когда его разум
чист, а не затуманен алкоголем, наркотиками, никотином, мыслями о
наживе, ленью, депрессией, лжетеориями…» – и все это с максималистским
юношеским напором, высокомерно и нравоучительно.
Спорить с установкой на здоровый образ жизни невозможно, а они ведь и
впрямь демонстрируют примеры одобряемого обществом поведения. Только
вот отчего возникает тревога за них?
Нас неспроста пугает их замыкание в сектантскую изолированность; нам не
зря кажется непродуктивной их демагогическая позиция «все не правы, все
порочны, одни мы молодцы, такие, как надо»; и особенно волнует
продолжение сюжета: ведь рано или поздно реальная жизнь сметет этот
утопический забор, и что тогда…
Но в самом ли деле невозможно быть и чистым, и живым? В самом ли деле
надо выбирать одно из двух – чтобы не размышлять и не кривить душой?
Если эти вопросы волнуют значимых взрослых, если ребенок видит, как они
постоянно работают над этим противоречием жизни, он будет сильнее, а
значит, защищеннее, в том числе от экстремистских уклонов, пусть даже в
«хорошую» сторону.