Храбрость, доброта и вечное утро
Письма второклассников о том, что они хотели бы получить в подарок
Во втором классе ребята уже неплохо умеют писать. И вовсю эксплуатируют
свежеприобретенное умение: посылают друг другу всевозможные записочки,
порой довольно обидные. Потребность переписываться у детей естественна
и даже желанна, но ее необходимо «окультурить», нужно помочь малышам
освоить жанр доброжелательных, ободряющих писем, таких, которые каждому
из них было бы приятно получить.
Для красивых писем нужны красивые почтовые ящики. Поэтому уже пару
недель в классе готовятся «почтовые кармашки». Большой кусок ткани
крепится к стене, к нему пришиваются лоскутные карманы. Второклассники
старательно украшают личные карманы: кто-то инициалы вышивает, кто-то
шурупчики привинчивает. В готовый кармашек ребята смогут положить для
друга записку или небольшой подарок.
В то же время красивая форма сама по себе еще не защищает от грубости и
злости. Значит, стоит почитать сказки, где побеждают не только сильные
герои, но и добрые, умные, где спасает не только меч, но и слово. Среди
прочих попались сказки современного голландского писателя Тоона
Теллегена под общим названием «Письма только для своих». В одной из них
белка и ежик обмениваются посланиями. Сначала пишет ежик:
«Дорогая белка! В мой
день рождения я хочу получить только один подарок. Я очень долго думал,
но так и не придумал, откуда бы тебе его взять. Но я все равно его
попрошу. Я хочу уверенность в том, что утром снова взойдет солнышко.
Когда я по ночам сижу дома и не могу заснуть, то мне бывает так темно,
что я не верю, что солнышко взойдет снова. Это очень странный подарок?
Думаешь, у тебя получится его найти? Ты мне его подаришь? Больше я
ничего не хочу. И не хочу, чтобы кто-то еще приходил ко мне на день
рождения. Суматоха всегда все портит. Но торт я все равно приготовлю.
Для тебя. Торт с буковыми орешками, хорошо?»
Письмо ежика было кстати. Столько подарков пришлось ребятам подарить за
последние недели, начиная от Валентинова дня, заканчивая 8 Марта. Тема
оказалась близкой. Финал сказки хоть и был не слишком понятен, все же
воодушевил достижимостью желаемого.
«На следующий день белка
отправилась на день рождения к ежику. После долгих поисков ей все-таки
удалось найти уверенность. В кустарнике под дубом ежик дрожащими
пальцами развернул подарок.
– И вот это –
уверенность? – спросил он с горящими глазами.
Подарок был маленький и
невзрачный. Его вполне могло сдуть ветром или кто-нибудь по
неосторожности вполне мог бы на него сесть, и тогда его было бы уже
никогда не найти.
– Да, – сказала белка.
Ежик долго рассматривал
подарок со всех сторон, а потом припрятал его между своими самыми
острыми иголками, чтобы туда никто не добрался.
– Так-так, – сказал он.
– Пускай сегодня вечером будет темно, правда, белка?
Белка кивнула и уселась
на траву рядом с тортом с буковыми орешками. Ежик сел с другой стороны.
И они стали праздновать».
Выслушав сказку Теллегена, ребята тоже решили написать о чем-то
невещественном, но очень важном для жизни, что им было бы крайне важно
получить в подарок. Конечно, никакая белка не принесет авторам
необходимой уверенности в друзьях, в родителях, в себе. Но остается
учительница. Ей еще предстоит придумать, что бы такое положить каждому
ребенку в кармашек, чтобы он избавился от страха и одиночества.
О дружбе
Я бы хотела спокойствия и смелости в том, что друг от меня никогда не
уйдет. (Дуня)
Я боюсь, что друзья не будут со мной дружить и что больше никто со мной
дружить не будет, потому что друзья – самое главное. Их ни за какие
деньги! (Никита, всегда
кажется таким общительным…)
Я бы хотел получить доброту и уверенность в том, что моих друзей и меня
не будут бить и обижать. (Саша,
мальчик на первый взгляд довольно агрессивный, драчливый. Оказывается,
он просто боится нападения)
Я хочу, чтобы мне подарили спокойствие и доброту, потому что я слишком
умный и иногда плохо отношусь с одноклассниками и друзьями. (Вася, в борьбе за лидерство
действительно порой обижает людей)
Я бы хотела получить тепло к другим людям. Я захотела этот подарок,
потому что иногда срываюсь или по ошибке случайно крикну. (Лиза)
Я хочу уверенность, что в мой день рождения мои друзья и все, кого я
пригласила, придут на мой день рождения. (Аня)
О страхе
Мне нужна уверенность в том, что ночью может загореться свет. (Света, ей страшно вечером в
темноте искать выключатель. Вдруг не найдет?)
Я очень боюсь темноты. Например, когда я иду в туалет, я боюсь темноты.
Мне очень нужна ваша уверенность, что я не буду больше бояться темноты.
(София)
Я боюсь Ночь. Я хочу, чтобы у меня не было страха. (Настя)
Я бы хотел получить храбрости, чтобы никого не бояться. (Коля)
Мне бы хотелось уверенности в том, что, когда лето, мне кажется, что не
будет зимы. (Лена, ей
важно знать, что после сегодня обязательно наступит завтра, другой
день, другое время года)
Я боюсь, что вечером, когда папы и мамы нету, что придет Баба Яга. Я
хочу получить уверенность, что она не придет. (Матвей)
Мне нужна уверенность. Мама с папой очень часто уезжают от нас очень
далеко и надолго, и даже бывает, что на неделю. И мне так грустно, что
даже я не уверена, что они вернутся. И мне нужна уверенность, что они
вернутся. (Настя,
вообще-то ее родители, у которых еще трое мальчиков, не могут себе
позволить уехать далеко и надолго. Но девочка так грустит в разлуке,
что часы кажутся ей неделями, а страх переполняет сердце)
Мне нужна уверенность в том, что моя мама не сердится на меня. (Женя, девочка замкнутая,
напряженная)
О себе
Мне не хватает вечного утра, зимы и яркости. Но иногда, когда
я устаю,
мне нужно темное зрение и шалунство. (Илья)
Я люблю тишину, и мне иногда не хватает чувства тишины. (Егор)
Мне не хватает терпения, и я хочу, чтобы мне кто-нибудь его подарил! И
надеюсь, что мне кто-нибудь его подарит! И надеюсь, очень скоро, в мой
день рождения! И надеюсь, скоро!!! (Сева)
Я бы хотел радости. Мне просто всегда скучно в мой день рождения и
иногда я даже плачу. (Костя)