Если из детства уходит игра...
Юность становится экстремально-инфантильной
Двое подростков на крыше вагона метро – недавняя ситуация,
поразившая многих трагическим финалом. Поезд трогается и движется в
преисподнюю. В какой-то момент они испытывают восторг. Потом ужас –
если успевают.
Многие говорят: причина в инфантильности молодежи. Но что стоит за
самой этой инфантильностью? Думается, не что-то одно. Но одна из
главных причин – критическая недоигранность в детстве. Именно
она заставляет подростков взбираться на вагоны метро и электричек,
заниматься паркуром, создавать «общества самоубийц» и далее, далее.
Речь не только о недополучении игровых ощущений, но и об отсутствии
ценнейшего для жизни игрового опыта, который складывается еще до школы.
Из этого опыта ребенок выносит знание о том, что есть «на самом деле»,
а есть и «понарошку», тогда он четко разделяет реальный и условный
планы жизни.
Представьте себе, поначалу он их не разделяет. Вот трехлетняя девочка
играет «в кошку», всячески изображает ее, ползая по кровати, и вдруг
резко прыгает на пол – она приземляется в «позе кошки», на локти и
коленки, – ей больно, она горько плачет. Но и понимает: чересчур
заигралась.
А бывает, дети, а потом и подростки застревают в условностях. Для них
все – «как бы». Им кажется, что все можно переиграть заново,
включая жизнь. Вот примерная фабула исповедей юных экстремалов, которых
врачам удалось спасти: «Она меня не любит, вот, думаю, заберусь на
крышу, прыгну, она наконец осознает, кого чуть не потеряла, подойдет ко
мне, возьмет за руку, и мы вместе двинемся навстречу прекрасному
будущему». В их сознании нет ничего необратимого, они пытаются жить в
вымышленных ситуациях реально.
Такой тип людей «без границ» встречался и раньше, но сегодня, когда
игра вовсе покидает мир детства, их все больше. Людей, выросших у
компьютера, за игровой приставкой, которых с раннего детства приучали
быть серьезными и ответственными, аккуратными и «уже взрослыми, без
глупостей». Между тем торопить детство – это и есть один из самых
глупых, вредных и живучих массовых педагогических предрассудков. Как
следствие – игровая дистрофия в масштабах общества налицо.
Детям играть некогда, не во что и не с кем.
В психологии есть понятие сензитивных периодов. Это отрезки жизни,
особо «чувствительные» (сензитивные) к развитию тех или иных
способностей и умений, усвоению связанных с ними знаний. Увы, далеко не
все они приходятся на детство до школы.
Лучшая же подготовка к школе и к жизни – детская игра. Она сама по себе
«школа». Школа человеческих, жизненных взаимоотношений, школа выработки
отношения к самому себе, понимания себя. Без этого нельзя полноценно
научиться остальному. Прежде всего – умению жить по-человечески, а не
играть в жизнь.
А игры в жизнь рано или поздно превращаются в игры с жизнью.