ПО ШКОЛЬНОМУ КАЛЕНДАРЮ
Комментарий специалиста
Собрав родителей будущего первого класса, очень важно
настроить их на правильную подготовку ребенка к школе. Тем, кто
считает, что нечего мучить детей раньше времени, объяснить, что
некоторые проблемы грядущей адаптации можно предупредить, приложив
немного усилий. А тех, кто готов муштровать своего шестилетку день и
ночь с букварем
и тетрадками, немного образумить и убедить в том, что ребенку будут
гораздо полезнее другие занятия и игры.
Прежде всего будущему первокласснику нужно привыкать к порядку
выполнения запланированных действий. Это можно тренировать на
привлекательных для малыша событиях. Например, планировать с ним вместе
завтрашнюю прогулку в лес и старательно выполнять намеченное. В какое
время пойдем? Что возьмем с собой? Как оформим свои впечатления:
сделаем рисунок, выложим сделанные фотографии и придумаем подписи,
напишем (под диктовку ребенка) письмо бабушке о путешествии? И
обязательно разложим по местам вещи, обувь, рюкзаки, фотоаппарат,
краски. Очень важно довести намеченный план до конца. И систематически
использовать такой подход.
Включаться в школьную жизнь ребенку бывает трудно из-за большого
количества новых правил поведения. Поэтому лучше потренироваться
заранее в щадящих домашних условиях. Но не имитируя обстановку в
классе, а например, договорившись, что когда взрослый произносит
«волшебное» слово (скажем, «абракадабра»), ребенок замирает и не
двигается, пока не досчитает до пяти. С той же целью родителям придется
особенно настойчиво следить за выполнением правил во всех совместных
играх. И напоминать в случае нарушения: «Мы же договорились, что…»
С первых же учебных дней ребенку потребуются память, внимание, умение
сосредотачиваться. Эти качества тоже можно вырабатывать в повседневном
общении и коротких играх. Например, сначала взрослый внимательно
смотрит на выбранный предмет или группу предметов, а потом
отворачивается и описывает как можно более подробно. Следом то же
делает ребенок.
Можно в конце дня или после прогулки посоревноваться в том, кто
запомнил больше деталей и событий. В дождливый день пригодится такая
игра: взрослый раскладывает на столе в произвольном порядке пять – семь
разноцветных геометрических фигур, ребенок запоминает их расположение и
восстанавливает картину по памяти.
Внимательные и заботливые родители наверняка придумают множество
вариантов подобных игр. Нужно лишь предупредить их, что любые
совместные занятия не должны становиться непосильной нагрузкой для
ребенка и прививать ему отвращение к учебе еще до ее начала.