ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Памятка докладчику
Как бы ни была интересна детская работа, очень важно кратко и
ярко ее представить с учетом возможностей не только взрослых
слушателей, но и детей, порой гораздо более младшего возраста, чем сам
выступающий. Справиться с задачей помогут шесть следующих правил.
1. Важно выбрать для выступления максимально конкретную тему.
Исследование, проект могут быть довольно обширными. Однако, рассказав в
нескольких предложениях о работе в целом, докладчик должен затем
сосредоточиться на одной локальной теме, раскрыть ее подробно и
увлекательно, чтобы слушателям, не знакомым с проблемой, удалось
почувствовать себя компетентными.
2. Введение должно быть кратким и интригующим. Во введении
категорически не рекомендуется долго рассказывать, как зарождалась
тема, какие сложности встретились по дороге, кто и как помог добиться
успешного результата. Лучше приступить сразу к делу, а историю вопроса
и технические подробности сообщить в конце, если останется время и
желание.
3. Стоит избегать пересказа общеизвестных истин, параграфов учебника и
страниц энциклопедии. Бесконечные определения научных терминов также
утомляют слушателей. В то же время нужно учитывать, что в кабинете
присутствуют ребята разных классов. То, что для одного – давно
пройденный материал, для другого – перспектива далекого будущего. Найти
золотую середину непросто. Помогут краткие устные комментарии и более
подробные объяснения на экране компьютера, на плакатах. Они не
зачитываются, но помогают понять суть объяснений менее образованным
слушателям.
4. Не надо читать вслух содержание представленных на слайдах таблиц и
схем. Аудитория грамотная – сама прочитает. Докладчик должен, скорее,
прокомментировать то, что люди видят, сообщить выводы из представленных
фактов, способ получения данных.
5. Доклад должен быть чем-то проиллюстрирован. Небанальные, авторские
фотографии, картинки, образцы каких-то изобретений помогают удержать
внимание аудитории, особенно детской. Можно раздать слушателям какие-то
вспомогательные материалы. Словом, воздействовать не только на слух, но
и на зрение присутствующих.
6. Завершаться работа должна логическим выводом, состоящим хотя бы из
парочки взаимосвязанных пунктов, а также списком использованной
литературы, ссылок на серьезные сайты. Если выводы уместно озвучить, то
библиографию достаточно вывести на экран компьютера.