Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА


Меркулов Филипп

Ученическая конференция: от подготовки до подведения итогов

Несколько рекомендаций, позволяющих создать доброжелательную рабочую и творческую атмосферу

Чем ближе конец года, тем чаще возникает необходимость создать условия для того, чтобы школьники могли представить результаты своих многомесячных трудов – всевозможные творческие, проектные, исследовательские работы. Одна из наиболее распространенных форм – конференция. Школьная, городская, областная…
Вроде бы нет ничего сложного в организации подобного мероприятия. Однако детская конференция – событие особенное. Для малышей и подростков – это целое приключение, приобщение к взрослой «умной» деятельности. А часто еще и путешествие – в соседнюю школу, район, город.

Задолго до объявленного дня

Конференция начинается задолго до объявленного дня не только для организаторов, но и для каждого участника. Ребята, педагоги репетируют выступления, вносят последние поправки, оформляют стенды. Им было бы приятно заранее получить личные приглашения с перечнем требований, предъявляемых к докладу (максимальное время выступления, необходимость прислать в оргкомитет полный или краткий текст, презентацию, видеоролик…), и возможностей, предоставляемых хозяевами (количество компьютеров, место для размещения стендов, плакатов, подручные средства вроде кнопок, скотча, ножниц, клея, которые в противном случае придется везти с собой гостям).
Если конференция межшкольная, важная деталь приглашения – план подхода или подъезда к месту назначения. Иногда схема получается слишком запутанная. Тогда, чтобы не заставлять ребят и учителей плутать по незнакомым переулкам, нужно поместить группу проводников у ближайшей остановки автобуса (или станции метро). Это могут быть ученики «принимающей» школы. Собирая гостей группами, они проводят их к месту регистрации. Участники конференции наверняка будут благодарны за заботу. К тому же у них сразу появятся знакомые в новой школе, люди, к которым можно обратиться с вопросом или просьбой.
Какая бы конференция ни планировалась, назначается она, как правило, на выходной день. Но энтузиасты, готовые в воскресенье отправиться в собственную школу или на другой конец города ради науки, все же должны выспаться перед ответственным докладом. Поэтому начинать работу стоит на 2–3 часа позже, чем будничные уроки. Ведь порой участники едут издалека, тратят дополнительное время на дорогу.
Организаторам стоит узнать, когда в школах-участницах каникулы, и не назначать конференцию на эти дни. Ведь дети не всегда вольны распоряжаться своим временем.

Встреча участников

Первое, с чем сталкиваются пришедшие на конференцию дети, – неразбериха на первом этаже: множество людей, толкучка, разноречивые указания…
Большинство организаторов стремятся регистрировать участников по соседству с раздевалкой. А почему бы не разделить пространства? Сначала дать возможность вновь пришедшим спокойно переодеться, а потом проводить их на другой этаж (в отдельный кабинет, в спортзал), где кто-то поможет ребятам найти нужный регистрационный столик, вручит программки, разноцветные бейджики (у каждой секции – свой цвет, чтобы сразу видеть коллег и соперников).
Ребята из других учебных заведений с интересом изучат не только план дня (темы докладов, возможно, краткие тезисы, распределение выступающих по аудиториям, время начала каждого заседания), но и план школы, в которую они попали впервые и где им важно не заблудиться, тем более что педагог не в состоянии всем помочь. Ученикам непросто будет самостоятельно отыскать нужный кабинет, еще сложнее – туалет (как неприятно в панике носиться по этажам в поисках заветной двери, понимая, что заседание-то уже начинается!), и уж совсем нереально – кафе. Или хотя бы чайную комнату, где можно выпить горячего чаю или воды. А когда рядом лежат сушки и конфеты, любой стресс или неудача переносится значительно легче.

Образовательная ситуация

Конференция – не только демонстрация результатов работы, заслуженные комплименты. Это прежде всего образовательная ситуация. И она должна быть максимально насыщенной, поскольку собираются на подобные мероприятия люди любознательные, творческие, думающие.
Теоретически таким образовательным моментом должно стать обсуждение доклада. На это обычно отводится 5–10 минут после каждого выступления. К сожалению, кроме дежурных вопросов («Почему ты выбрал эту тему?») и парочки технических замечаний («Надо говорить громче и не загораживать экран»), никакой обратной связи ребенок не получает. И уходит с чувством некоторой растерянности, неудовлетворенности. И ради чего столько сил было затрачено?
Чтобы обсуждение выступления получилось достаточно содержательным, нужны эксперты. Не выступающие, а совершенно независимые люди: старшеклассники, взрослые. Даже если они не сумели заранее прочитать тезисы докладов, у них хватит знаний, опыта, чтобы отметить удачные моменты каждого доклада, подсказать, как усовершенствовать проект или исследование.
Но все же возможность посмотреть на происходящее с позиции эксперта чрезвычайно важна для каждого участника. Только для этого придется приложить особые усилия. К примеру, в конце заседания все присутствующие дают короткую устную рецензию на самый понравившийся доклад («Что нового узнал? В чем ценность открытия (результата) автора? Как удалось сделать выступление ярким, запоминающимся?»). Можно раздать анкеты, которые заполняются всеми желающими и сдаются в конце конференции. Результаты этой «народной экспертизы» публикуются сразу (развешиваются на стендах по темам), впоследствии они повлияют на решение жюри (если таковое предполагается). Вопросы анкеты формулируются в зависимости от специфики конференции, интересов организаторов и могут касаться как научных проблем, так и способов работы, особенностей исследовательской или проектной деятельности, качества презентаций.
Еще вариант: повесить на видном месте в кабинете или в холле первого этажа таблицу, где по вертикали будут перечислены все доклады, а по горизонтали какие-то существенные критерии оценки. Рядом лежат фломастеры или стикеры. В свободную минуту ребята отметят на таблице то, что им действительно понравилось в представленных работах. Авторы сразу увидят, какое место в стихийном рейтинге они занимают. Для жюри эта таблица станет дополнительной информацией к размышлению.
Если размеры помещения позволяют, можно разрешать участникам переходить из кабинета в кабинет, из одной секции в другую, чтобы услышать доклады не только по любимому предмету. Придет на «чужое» заседание ребенок, вероятно, по какой-то случайной причине (показалось интересным название, захотелось поддержать друга, одноклассника), а вот результат окажется вдруг не случайным.
Для подобных перемещений устраиваются пятиминутные перерывы (сразу после экспертных высказываний) или дверь остается открытой, а у двери ставится пара скамеек для «забежавших на минутку».

Финал

Обычно в конце конференции все участники получают памятные подарки (значки, ручки, блокнотики) с эмблемой конференции.
Но разве не хочется им увезти с собой адреса новых знакомых, людей со сходными увлечениями, пристрастиями? Однако редкий подросток осмелится запросто подойти к соседу по аудитории, попросить телефон или электронный адрес. Вот если завершить конференцию не каким-нибудь торжественным концертом, а своеобразной модификацией традиционного взрослого «фуршета» (все с теми же сушками и конфетами), устроить веселые викторины, шуточные конкурсы, тогда у детей появится шанс пообщаться, поболтать. Так и будет складываться круг общения молодых ученых.

Послесловие

Организация конференции – серьезный проект, в придумывании и реализации которого могут принять участие не только педагоги, но и школьники. В частности, им можно доверить работу над сайтом.
Известно, что у всякой серьезной конференции должен быть свой сайт, на котором, кроме актуальной информации, размещаются тезисы докладов, отзывы участников, краткие рецензии экспертов, комментарии членов жюри, поздравления участникам. Этот сайт послужит и красивым завершением одной конференции, и запуском второй – следующей. А также местом общения ребят в промежутке между двумя яркими событиями.

Рейтинг@Mail.ru