МЕСТО В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ
Школьный психолог в новых условиях
Наверное, пришло время пересмотреть взаимные требования администрации и профессиональных служб
Психологи в российской школе появились не очень давно, лет 20
назад. К тому же, как сейчас кажется, ненадолго. Не приживаются они
почему-то в нашей системе образования.
Даже в чем их обязанности – никто до сих пор как следует не понимает, а
какая польза от них может быть – тем более. Поэтому в нынешней
финансовой ситуации директора школ охотнее всего экономят на зарплате
психолога, сокращая почти бесполезного, с их точки зрения, работника. В
подобных условиях сами психологи пытаются что-то изменить.
Они не просто стремятся сохранить рабочие места, но свое место в школе,
возможность влиять на образование детей, на эффективность труда
учителя. Именно ради этого московские психологи собрались в ГОУ ЦО №
734 «Школа самоопределения» на круглый стол под названием «Какая
психологическая служба нужна современной школе?».
Полная неразбериха
Что поможет директору школы понять: оправдано ли присутствие психолога
в школе? Что заставит администратора содержать (прежде всего –
финансово) психологическую службу? Очевидно, для этого ему необходимо
как можно четче представлять, с какими задачами способен справиться
школьный психолог. Как оказалось, далеко не все представители школьной
администрации могут ответить на этот вопрос. Более того – и для самих
психологов, в том числе работающих в школах, зачастую это вопрос из
разряда каверзных.
Конечно, перечислить основные виды своей деятельности (диагностика,
коррекция, профилактика, просветительство и т.п.) может практически
каждый, только это ведь еще не задачи. Необходимо сформулировать, зачем
все это делается, почему для всех вышеперечисленных дел специалист
должен находиться внутри школы, а не в одном из многочисленных внешних
психологических центров. Как и на что влияет сам факт присутствия
психолога в школе? Сформулировать ясно, не пускаясь в пространные
рассуждения «о важности психологической позиции для индивидуализации
образовательного процесса».
Отсутствие ясных формулировок и четкого понимания своей роли делает
психологов очень уязвимыми. С одной стороны, можно назначить психологов
ответственными за все происходящее в школе, максимально расширительно
трактуя их функционал. С другой – можно с легкостью от их услуг
отказаться. Наверняка каждый из нас знаком и с первым, и со вторым
вариантом развития ситуации. Первый, увы, быстро ведет к выгоранию,
размыванию профессиональных границ и – как следствие – неэффективности
психолога. Второй – к вымыванию специалистов из школ. Выход один: четко
определить круг специфических задач, причем не только на основании
своего профессионального интереса, но и исходя из того заказа, который
адресует психологу его работодатель (в нашем случае – директор школы).
И заказ этот должен учитывать в том числе и специфику конкретного
образовательного учреждения, особенности его педагогической концепции,
своеобразие контингента учащихся, текущую ситуацию.
К сожалению, директор, как правило, не может предложить такой заказ в
готовом виде. Значит, придется инициировать диалог с ним (а еще лучше –
с управленческой командой школы, если таковая имеется) по прояснению
взаимных ожиданий и обсуждению реального (а не формального) договора с
перечнем конкретных задач, ожидаемыми результатами и способами оценки
качества выполненной работы. На сегодняшний день все три названные
составляющие такого договора обозначить невероятно трудно, вторую и
третью – пока вообще невозможно. Но и не думать о них тоже невозможно:
только так у школьных психологов есть шанс сохранить свои позиции – и в
прямом, и в переносном смысле.
Итак, начнем с задач!
Основное назначение школы – создавать условия для получения общего
образования. А значит, и основные усилия психолога должны быть
направлены на сопровождение образовательного процесса, в том числе
урока как – по-прежнему – основной единицы образовательного
процесса. Психолог может консультировать учителя при подготовке к
урокам – с учетом возрастных задач класса или индивидуальных
особенностей и потребностей конкретных детей. Он может, в связи с
конкретным учительским запросом, прийти на урок, один или несколько,
посидеть, посмотреть, а впоследствии обсудить мучающую педагога
проблему. Или даже совместно с ним провести занятие – для эффективного
решения и предметных, и общепедагогических, коммуникационных задач.
Там, где психологу удается быть полезным учителю при проведении уроков,
присутствие его в школе скорее всего будет поддержано, в том числе
администрацией.
Вообще работать на педагогов, на совместное с ними проектирование
условий обучения, на выстраивание командной работы, на повышение
психологической компетентности учителей с точки зрения распределения
ресурсов куда более эффективно. Понятно, что охватить сотни учеников
школы качественной психологической помощью даже нескольким специалистам
едва ли реально. А вот выстроить систему психологического обеспечения
педагогической деятельности на самом деле можно, особенно если выделить
зоны приоритетных на данном этапе потребностей.
По отзывам тех психологов, которым удалось стать востребованными в
своих школах, одна из наиболее запрашиваемых ролей – позиция
коммуникационного посредника между различными участниками
образовательного процесса: педагогами и детьми, администрацией и
педагогами, семьей и школой... С одной стороны, резонно возразить: кто,
как не педагог, должен уметь общаться и с детьми, и с родителями? Зачем
же для этого еще и психолог-посредник? С другой стороны, в школьной
реальности столкновения интересов и конфликтные ситуации регулярны и
неизбежны, и педагог часто оказывается эмоционально вовлечен в эти
конфликты. Он – заинтересованное лицо, а потому посредник, медиатор,
владеющий технологиями выстраивания конструктивной коммуникации и
навыками управления конфликтом, необходим.
Осознавая границы своей компетентности и своих возможностей, школьный
психолог не может не выстраивать сотрудничество с внешними
специалистами, особенно когда речь идет о необходимости специфической
психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи детям
(нейропсихологической, дефектологической, психоневрологической...). В
этом случае функцией школьного психолога остается первичная диагностика
и экспертиза проблемных ситуаций для определения дальнейшей стратегии и
тактики помощи. От школьного психолога во многом зависит своевременная
помощь ребенку, обращение к конкретному специалисту. Именно школьный
психолог постарается получить от внешнего специалиста рекомендации, на
основании которых будут создаваться индивидуализированные
образовательные условия, учитывающие особенности и потребности
конкретного ребенка. Ведь настоящая школьная адаптация всегда
двусторонний процесс: процесс адаптации ребенка к школе и – параллельно
с этим – школы к ребенку. Конечно, если идеи индивидуализации
образования не являются для нас лишь декларацией.
Представители психологических центров, опытные профессионалы,
сотрудничающие со школами, часто признаются, что психолог в школе им
совершенно необходим – как коллега, способный познакомить «постороннего
человека» с деталями «внутренней жизни» коллектива, готовый
сориентировать в конкретной проблематике, выступить – опять же! –
посредником в коммуникации.
В заключение надо отметить, что есть проблемы, которые могут решаться
только внешней психологической службой – и в связи с их специфичностью,
и из соображений профессиональной этики и (или) эффективности. Это
прежде всего профильная диагностика и коррекция; а также
психологическая работа, требующая особой конфиденциальности и особых
отношений, невозможных внутри школы, где неизбежны ролевые
напластования и пересечения разных контекстов. Имеются в виду, к
примеру, психотерапевтические группы, семейное консультирование…
Отдельная задача для внешнего специалиста – сопровождение работы самих
школьных психологов, очень нуждающихся в профессиональной поддержке и
консультационной помощи.
Вместо вывода
Так какая же психологическая служба нужна современной школе? Прежде
всего имеющая ясное представление о своих задачах (соотнесенных с
уставными задачами образовательного учреждения, в рамках которого она
существует), своих функциональных обязанностях, а также о нормах и
критериях оценки результатов своей деятельности.
Психологи должны находиться в постоянном диалоге с учителями и
администрацией, совместно с ними обеспечивать учет возрастных задач и
индивидуальных особенностей, потребностей ребенка при педагогическом
проектировании и планировании, проектировать результаты
психологического сопровождения образовательного процесса. Им необходимо
уметь выстраивать коммуникацию со всеми участниками образовательного
процесса, а также с внешними специалистами. Имея в руках такой
примерный перечень задач, можно выстраивать конструктивный разговор
администрации, педагогов и психологов.
Рабочая тетрадь для учителя
Проблема оценки эффективности работы психолога стоит не только перед
администрацией школы, но и перед самим психологом. Ему тоже важно
понять, добился ли он каких-то существенных успехов. Увы, кроме общих
слов
и расплывчатых образов, порой ему нечего предъявить окружающему миру.
Один из способов – время от времени задавать себе несколько
простых вопросов. Они помогут увидеть реальную ситуацию, а также
динамику процесса.
1. Что я сделал(а) для решения стоящей передо мной
задачи?__________________
2. Что изменилось в результате моих действий? __________________________
3. Почему (чем) это важно для образовательного процесса?
__________________
4. Почему это должен делать именно психолог и именно внутри школы (или:
именно специалист во «внешнем» психологическом центре)?
_________________
Есть определенные качества и умения школьного психолога, способствующие
выстраиванию сотрудничества с педагогами. В случае успеха или временной
неудачи бывает полезно оценить, каким арсеналом специалист располагает,
на что обычно опирается в собственной практике. Для этого можно выбрать
из списка те умения, которые особенно пригодились в данной ситуации,
или проранжировать, поставив на первое место то, каким владеете почти в
совершенстве, а на последнее – наименее освоенное.
1. Инициативность в налаживании контакта и предложении помощи педагогу,
готовность работать с ним в команде.
2. Умение помочь педагогу в выработке запроса к психологу.
3. Готовность и умение наблюдать за ходом урока.
4. Умение направить свою экспертную оценку на помощь педагогу.
5. Наличие у психолога педагогического опыта.
Список можно продолжить по усмотрению психолога…