Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

Уроки вики-школы

Интернет предлагает среду для нестандартного обучения

Тут на днях «суперлуние» состоялось, это хорошо, было чем объяснить пониженную работоспособность и плохое настроение. Хотя на самом-то деле ничто так не утомляет,
как мелкотемье и бесполетность профессиональной жизни. Особенно если согласиться, что ничего от нас не зависит, лишних знаний нам не надо, современные дети все равно ничем не интересуются и так далее. Так где  же интересные уроки? Где учителя, увлекающие за собой детей и всячески их зажигающие? Где удобство и комфорт в обучении? Где профессионализм и хорошие воспитательные влияния?
Где-где. Раз не в школе, то в другом месте. Раз не с нами, значит, с другими.Мы разговариваем с Николаем Горькавым, одним из разработчиков интернет-школы. 

Вы доктор наук, известный астро­физик, директор научно-техно­ло­ги­ческого института в Америке, и вот – вики-школа для российских детей, что вас привело с небес на землю?
– Когда государству образованные люди не нужны, от школы ждать много не приходится.  Но электростанции взрываются,  самолеты падают. И второе: образование по-прежнему остается мощным ресурсом для процветания и признания отдельной личности, у которой нет надежды на наследство олигарха. Поэтому надо пробовать делом спасать интеллектуальную прослойку российского общества. И «ноосфера интернета», похоже, может сыграть важнейшую роль в образовании школьников. В России всегда существовали системы нестандартного обучения: заочные физико-математические школы, научные общества учащихся – да, не везде и не для всех, но теперь есть интернет, и он может стать способом альтернативного, творческого, углубленного образования для всех. Технологии сильнее политиков. Только нужно, чтобы информация превращалась в знания, то есть ее следует особым образом структурировать и адаптировать для школьников.
Некоторые вещи в одиночку не сделать. Я много работал с неустойчивыми колебаниями и с тех пор любую инициативу рассматриваю как волну. Если волна распространяется в обычной вязкой среде, то неизбежно затухнет. Если же среда обладает энергией и волна  «понравилась», то волна начинает расти – из начального микроскопического колебания возникает новая структура. Так произошло с идеей интернет-школы. Народ поддержал мое начальное возмущение (это математический термин). За прошедшее время возникло не только сообщество в ЖЖ для обсуждения деталей –  http://community.livejournal.com/wikischool_ru,  но и была создана платформа для работы: http://school.mdl.gnomio.com/.
Значит ли это, что «школой» вы называете всего лишь коллекцию качественных образовательных ресурсов, без всяких программ и концепций?
– Программы, стандарты – это и без нас есть. А вот сам образовательный процесс изобилует дефицитами. Бумажный учебник является главным учебным пособием школьника – с нулевой интерактивностью, написанный сухо и далеко не всегда понятно. А с другой стороны, для некоторых детей скучный, потому что простой. Дети разные, учебник один. Ситуация усугубляется тем, что учитель, который мог бы  объяснить многие вещи из учебника и дополнительно заинтересовать каким-нибудь историческим анекдотом из жизни ученых, сейчас ограничен в своих возможностях. У него  нет времени, нет покоя, а порой и представлений о по-настоящему хорошем уроке.   
Культура ведь стоит на том, что лучшие ее образцы остаются для новых поколений. Лучшие уроки лучших школьных учителей не исключение, среди них есть подлинные шедевры педагогического мастерства. Я очень жалею, что нет записей замечательных уроков моего учителя Юрия Густавовича Цитцера, заслуженного учителя РСФСР, он преподавал мне химию в школе № 92  Челябинска. А сейчас любой учитель может создать или записать свой урок, и этот урок способен пережить поколения.  В этом смысле замечальной инициативой является сайт Interneturok http://interneturok.ru/, http://univertv.ru/, абсолютно бесплатный проект, сделанный на частные деньги мецената. Interneturok уже собрал огромную коллекцию видеоуроков по стандартной школьной программе.
Да, я смотрела. Там в интерактивном режиме в основном история и математика, а больше линейных видео­уроков. Но признаюсь: когда я взялась за урок «Тегеранская конференция», то отключилась на полдня. Очень красиво, разнообразно, увлекательно. Гиперссылки дают эффект машины времени.
– Я думаю, надо развивать весь спектр обучающих технологий. Нужны текстовые уроки на живом, понятном языке. Нужны уроки более глубокого содержания для желающих глубины. И видеоуроки, и обучающие виртуальные миры, и коллективные интеллектуальные игры, и автоматические тесты по задачам и вопросам, и научное общество, где дети могли бы писать рефераты под руководством ученых, – нужно все, и интернет-обучение может это дать. В США, кстати,  собираются запускать именно такие виртуальные школы для всех, на это выделяют 2 миллиарда долларов.  А мы хотим прежде всего помогать учиться в школе, предоставить возможности общения между учениками, преподавателями и учеными, а для родителей – возможность самим учиться и превращаться в подготовленных помощников своих детей, особенно в случае домашнего обучения. Конечно,  в интернете есть масса различных образовательных ресурсов, правда, что качественное, то иностранное или платное. В основном так. Поэтому хорошо бы всем принять участие в развитии интернет-школы, это реальная возможность сделать что-то массово полезное, и это практически вечная площадка.
В рамках Википедии уже существует бесплатный Викиверситет. Вот его английская версия: http://en.wikiversity.org/wiki/Wikiversity:Main_Page, в которой насчитывается уже 14 тысяч ресурсов. Русская часть Викиверситета (там же, кликнуть на «русский язык») заметно слабее (2000 статей), но там уже существует план создания школьных курсов – и абсолютно все могут участвовать.
А стимул?
– Вы получаете важнейшую оплату – самоуважение! Я вот лично научные сказки пишу, героями историй являются ученые и изобретатели – от Птолемея до Гутенберга. Такие «сказки» могут служить инициирующим курсом в науку для самых юных. Надо в меру сил сопротивляться господствующим антиинтеллектуальным установкам.  

Беседовала Людмила КОЖУРИНА

Рейтинг@Mail.ru