Уроки вики-школы
Интернет предлагает среду для нестандартного обучения
Тут на днях «суперлуние» состоялось, это хорошо, было чем объяснить
пониженную работоспособность и плохое настроение. Хотя на самом-то деле
ничто так не утомляет,
как мелкотемье и бесполетность профессиональной жизни. Особенно если
согласиться, что ничего от нас не зависит, лишних знаний нам не надо,
современные дети все равно ничем не интересуются и так далее. Так
где же интересные уроки? Где учителя, увлекающие за собой
детей и всячески их зажигающие? Где удобство и комфорт в обучении? Где
профессионализм и хорошие воспитательные влияния?
Где-где. Раз не в школе, то в другом месте. Раз не с нами, значит, с
другими.Мы разговариваем с Николаем Горькавым, одним из разработчиков
интернет-школы.
– Вы доктор наук,
известный астрофизик, директор научно-технологического института в
Америке, и вот – вики-школа для российских детей, что вас
привело с небес на землю?
– Когда государству образованные люди не нужны, от школы ждать много не
приходится. Но электростанции взрываются, самолеты
падают. И второе: образование по-прежнему остается мощным ресурсом для
процветания и признания отдельной личности, у которой нет надежды на
наследство олигарха. Поэтому надо пробовать делом спасать
интеллектуальную прослойку российского общества. И «ноосфера
интернета», похоже, может сыграть важнейшую роль в образовании
школьников. В России всегда существовали системы нестандартного
обучения: заочные физико-математические школы, научные общества
учащихся – да, не везде и не для всех, но теперь есть интернет, и он
может стать способом альтернативного, творческого, углубленного
образования для всех. Технологии сильнее политиков. Только нужно, чтобы
информация превращалась в знания, то есть ее следует особым образом
структурировать и адаптировать для школьников.
Некоторые вещи в одиночку не сделать. Я много работал с неустойчивыми
колебаниями и с тех пор любую инициативу рассматриваю как волну. Если
волна распространяется в обычной вязкой среде, то неизбежно затухнет.
Если же среда обладает энергией и волна «понравилась», то
волна начинает расти – из начального микроскопического колебания
возникает новая структура. Так произошло с идеей интернет-школы. Народ
поддержал мое начальное возмущение (это математический термин). За
прошедшее время возникло не только сообщество в ЖЖ для обсуждения
деталей – http://community.livejournal.com/wikischool_ru,
но и была создана платформа для работы: http://school.mdl.gnomio.com/.
– Значит ли это, что
«школой» вы называете всего лишь коллекцию качественных образовательных
ресурсов, без всяких программ и концепций?
– Программы, стандарты – это и без нас есть. А вот сам образовательный
процесс изобилует дефицитами. Бумажный учебник является главным учебным
пособием школьника – с нулевой интерактивностью, написанный сухо и
далеко не всегда понятно. А с другой стороны, для некоторых детей
скучный, потому что простой. Дети разные, учебник один. Ситуация
усугубляется тем, что учитель, который мог бы объяснить
многие вещи из учебника и дополнительно заинтересовать каким-нибудь
историческим анекдотом из жизни ученых, сейчас ограничен в своих
возможностях. У него нет времени, нет покоя, а порой и
представлений о по-настоящему хорошем уроке.
Культура ведь стоит на том, что лучшие ее образцы остаются для новых
поколений. Лучшие уроки лучших школьных учителей не исключение, среди
них есть подлинные шедевры педагогического мастерства. Я очень жалею,
что нет записей замечательных уроков моего учителя Юрия Густавовича
Цитцера, заслуженного учителя РСФСР, он преподавал мне химию в школе №
92 Челябинска. А сейчас любой учитель может создать или
записать свой урок, и этот урок способен пережить поколения.
В этом смысле замечальной инициативой является сайт Interneturok http://interneturok.ru/,
http://univertv.ru/,
абсолютно бесплатный проект, сделанный на частные деньги мецената.
Interneturok уже собрал огромную коллекцию видеоуроков по стандартной
школьной программе.
– Да, я смотрела. Там в
интерактивном режиме в основном история и математика, а больше линейных
видеоуроков. Но признаюсь: когда я взялась за урок «Тегеранская
конференция», то отключилась на полдня. Очень красиво, разнообразно,
увлекательно. Гиперссылки дают эффект машины времени.
– Я думаю, надо развивать весь спектр обучающих технологий. Нужны
текстовые уроки на живом, понятном языке. Нужны уроки более глубокого
содержания для желающих глубины. И видеоуроки, и обучающие виртуальные
миры, и коллективные интеллектуальные игры, и автоматические тесты по
задачам и вопросам, и научное общество, где дети могли бы писать
рефераты под руководством ученых, – нужно все, и
интернет-обучение может это дать. В США, кстати, собираются
запускать именно такие виртуальные школы для всех, на это выделяют 2
миллиарда долларов. А мы хотим прежде всего помогать учиться
в школе, предоставить возможности общения между учениками,
преподавателями и учеными, а для родителей – возможность самим учиться
и превращаться в подготовленных помощников своих детей, особенно в
случае домашнего обучения. Конечно, в интернете есть масса
различных образовательных ресурсов, правда, что качественное, то
иностранное или платное. В основном так. Поэтому хорошо бы всем принять
участие в развитии интернет-школы, это реальная возможность сделать
что-то массово полезное, и это практически вечная площадка.
В рамках Википедии уже существует бесплатный Викиверситет. Вот его
английская версия: http://en.wikiversity.org/wiki/Wikiversity:Main_Page,
в которой насчитывается уже 14 тысяч ресурсов. Русская часть
Викиверситета (там же, кликнуть на «русский язык») заметно слабее (2000
статей), но там уже существует план создания школьных курсов – и
абсолютно все могут участвовать.
– А стимул?
– Вы получаете важнейшую оплату – самоуважение! Я вот лично научные
сказки пишу, героями историй являются ученые и изобретатели – от
Птолемея до Гутенберга. Такие «сказки» могут служить инициирующим
курсом в науку для самых юных. Надо в меру сил сопротивляться
господствующим антиинтеллектуальным установкам.
Беседовала Людмила КОЖУРИНА