Где-то по квитанции, где-то «так»...
В образовании возник новый рынок услуг
Пробные ЕГЭ и ГИА дети пишут по всем предметам, по нескольку раз в
течение зимы–весны. Пишут в своей школе, в чужой, в вузе, в областном
ИПК, в другом городе – везде, где предлагают. Где бесплатно, а где за
деньги – лучше за деньги, потому что когда шло единовременное
тестирование школ по СтатГраду, намучились все: сайт не открывается,
телефоны не отвечают, а декорации поставлены самые настоящие: и часы, и
наблюдатели – стыдно перед детьми.
В одном каком-то месте организовали пробный экзамен за 200 рублей, в
другом – за тысячу; где-то квитанции выдают, где-то деньги
«так» собирают; там работы не проверяют, результаты явно «от балды»
проставлены, а там в услугу входит даже индивидуальная консультация
специалиста после проверки. В общем, мы и не заметили, как в сфере
образования появился новый рынок услуг – со всеми вытекающими.
Нам пришло письмо учителя из Ленинградской области:
«Кому не знакома
ситуация, когда приходишь к родителям, чтобы напомнить им, что ребенок
школьник, а в школу не ходит, что ему скоро ГИА сдавать, – и полупьяная
неработающая мамаша, у которой в глазах темно, в руках – бутылка,
удивляется: она и знать не знает, где пропадает ее сын. Где уж ей
заплатить 400 рублей за пробный экзамен, который проводит отдел
образования! Между тем по его результатам требуют отчет, письменное
объяснение от учителя, почему да как могли случиться двойки, тем более
– неявка. Но дело даже не в том, что учитель должен за все отдуваться,
в другом беда: дети – какие бы они ни были – становятся заложниками
рыночных подходов к образованию. Не все могут хорошо учиться,
выглядеть, платить… некоторые даже питаться как следует не могут. А
такие не исключение, как принято думать. И почему бы не перестать
травить их конкуренцией хотя бы в плане оплаты за образовательные
услуги, в тот период, когда от них самих еще ничего не зависит, они еще
не дееспособны?»
Как раз на днях заместитель руководителя департамента образования
Москвы Наталия Шерри выступала публично и на вопросы о платных услугах
в образовании отвечала так:
– Привычка платить — это вообще не самая плохая привычка, во всяком
случае, она изживает потребительство, ведь бесплатного нет ничего,
просто за что-то платит бюджет, за что-то — непосредственный
потребитель услуги. Вполне логично: зачем тратить госсредства, когда
население готово платить? А оказывать платные образовательные услуги
законом не запрещается.
…Как же быть: и плохо, и несправедливо – а можно? Выход, если опираться
на реальные решения власти в области образования, один: брать в свои
руки ту меру властных полномочий, которую по закону взять можно, и ее
именем сознательно принимать свои или не принимать чужие решения –
регистрировать профессиональные ассоциации, создавать объединения и
действовать.
Ради себя? Это для учителя не так важно; но если за ребенка – оно того
стоит.
И вот на эту профессиональную особенность педагога вся надежда.