Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2011
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Климова Елена

«Классики» из Нового Шарапа

О том, как телестудия в сельской школе стала образовательным и педагогическим проектом

Детское телевидение в Ордынском районе Новосибирской области похоже на взрослое. Только лучше. Нет ни криминала, ни скандалов, ни рекламы, ни звезд. Зато есть события и история, люди и животные, искусство и спорт. Ордынское детское телевидение выходит в эфир раз в месяц на районном телеканале (эфир оплачивает администрация, аудитория – примерно 30 тысяч человек). И по нескольку раз в год ездит на конкурсы и фестивали, откуда возвращается с неизменными наградами. Называется детская телестудия просто – «Классики». Как хотите, так и понимайте. В студии сегодня занимаются 15 школьников. Главный редактор «Классиков» – бывший учитель истории средней школы села Новый Шарап, где сегодня и базируются «Классики», – Фируза Насриддинова. Оператор, монтажер, педагог – Вячеслав Дегтярев. Руководитель проекта – Елена Гридчина. За три года «Классики» подготовили 30 выпусков и заработали 10 наград.

Розовые сапоги

– Я родилась в городе Самарканде. Мой папа был директором Самаркандского оперного театра, мама – оперная певица. Я училась в Ташкенте на истфаке. И решила: кому-то надо работать в деревнях. Тогда в Сибири была большая нехватка учителей, брали даже с незаконченным высшим. Перевелась на заочное, написала письмо в управление образования. Мне ответили: «Ждем вас!» И я приехала в Убинский район Новосибирской области. Сапоги резиновые я покупала под цвет теплой кофточки – розовые.
Деревню я себе выбрала первую в списке сел, где нет учителей истории. Оказалось – самую дальнюю, почти в 100 километрах от райцентра. Приехала. Школа деревянная, одноэтажная, на берегу реки. Красотища! Ну и я там осталась. Работала. Вышла замуж за самого блондинистого и синеглазого, сына родила. А потом в Узбекистане начались беспорядки, и меня отчислили из университета.

Шесть квадратов – вот и медиахолдинг

Мы сидим в шестиметровом помещении телестудии в Новошарапской средней школе Ордынского района Новосибирской области. В углу – компьютер для просмотра и монтажа. К стене прикручен откидной мультстанок, а проще говоря – стол со стеклом.
Аппаратура в студии куплена благодаря победам в грантовых конкурсах. Профессиональный микрофон приобретен на спонсорские деньги. За компьютером – восьмиклассник Ваня Устинов. Он и монтажер, и оператор. Говорит, что монтаж – дело долгое и кропотливое, но бросить, даже если не получается, – нет, никогда! Нельзя же подвести всю команду. Телевидение – дело коллективное.
Скоро нам всем отправляться на съемки в новый музей знаменитого сибирского гармониста Заволокина, который разбился на трассе недалеко от райцентра Ордынское.
А пока Фируза Давроновна вспоминает:
– Отчислили, и я решила, что надо здесь завершить образование. Сначала поступила в Новосибирский педагогический колледж имени Макаренко. Я его за 52 дня закончила. В день иногда по 2 экзамена сдавала. И тут же поступила в Новосибирский педагогический университет. Там увидела объявление: нужен учитель истории в селе Новый Шарап. Вот уже 14-й год я здесь.
– Расскажите, как «Классики» появились? В сельской школе на 160 учеников и ежемесячные передачи, и множество наград на фестивалях?..
– Три года назад глава района решил, что у нас должно быть детское телевидение. Выбор пал на нашу школу. Если бы не наш директор Елена Германовна Гридчина, не было бы у нас «Классиков». Она первая идею поддержала. И не обещали нам регулярной финансовой поддержки, но мы все на «ура» идею восприняли. Размечтались!.. И через полгода, в январе 2008-го, вышел в эфир первый выпуск.

Тетрадки как критерий мастерства

Ждем выезда на съемки и смотрим предыдущие выпуски «Классиков». Не скажу, что совершенно. Скажу – интересно. Голосую за рубрику «Лапы, уши и хвосты». Автор – восьмиклассница Аня Мельникова. Она ведет репортаж верхом на пони и уверяет, что очень удобно. Или храбро почесывает шею верблюду Абдулле, сообщая зрителям про боевые верблюжьи привычки плюнуть и куснуть.
Сюжеты короткие, ясные, познавательные и сделаны с любовью. Словом, Николай Дроздов был бы доволен.
Утром Аня была корреспондентом новостного сюжета: стендап (комментарий журналиста) на улице переснимали раз десять. Аня терпеливо повторяла текст и улыбалась. С откинутым капюшоном куртки. Я замерзла, стоя рядом в шапке и шарфе. Но корреспонденту не положено быть перед камерой в головном уборе. Такие правила на телевидении. А в «Классиках» все по-взрослому.
Фируза Давроновна продолжает:
– Поклон, нижайший-нижайший, Новосибирской детской телевизионной студии «Старая мельница». Мы в интернете нашли телефоны, позвонили: можно мы к вам приедем? Явились с камерой, с «мыльницей». Мы с этим телевидение собрались делать! И вот мы стали у них спрашивать… Как бы вам объяснить? Ну, допустим, вы хотите открыть лабораторию нанотехнологий и спрашиваете: а счеты покупать? С тех пор мы как только отснимем передачу – сразу берем тетради, чуть ли не общие, чтобы туда вносить перечень замечаний от «Старой мельницы» и от Ордынского телевидения. Чем меньше их становится, тем большему мы учимся.

Парад побед

– Наш пятый выпуск я взяла да и отправила на Международный фестиваль детского телевизионного творчества «Включайся!», – рассказывает Фируза Давроновна. – И представляете – нам позвонили из Москвы и пригласили приехать. А мы знали, что приглашали тех, кто попал в двадцатку лучших.
Конечно, мы собрали чемоданы, поехали. Тогда фестиваль проходил в Казани. И правительство Татарстана расстаралось! Мы думали, что, наверное, отель перепутали! Там еще полагалось бесплатное развлечение: аквапарк или каток. Детки наши со страху каток выбрали. Я говорю: «Дети-то из солнечной Сибири, никогда льда не видели. Пусть покатаются!» Там мы получили первые мастер-классы настоящих асов. Когда мы назад ехали, дети всю дорогу писали сценарии, придумывали идеи, что они будут снимать, я проверяла их закадровые тексты. Зацепило.
Следующий конкурс «Включайся!» проходил в Ханты-Мансийске. Мы опять вошли в «двадцатку» и вдобавок победили в конкурсе ведущих.
– Вы сами участвуете в подготовке передач?
– Один раз я написала музыку к социальному ролику, который снимала старшая дочь, Таня Михайловская, а играла там младшая, Фарида Солихова. Ролик был про социальное сиротство. Вряд ли родители разрешили бы своим детям играть в нем. Мы взяли в сюжет мою младшую дочь.
– А вас это не смутило?
– У меня четверо детей. Два сына – родные, а девочки – приемные, из детского дома. Когда мы с мужем взяли их в семью, Тане было восемь, Фариде – шесть. Так что в сюжете никому не пришлось кривить душой. Что касается музыки – тоже вынужденный шаг. Авторские права соблюдаем.
Еще я кальку резала для мультиков. Мы начали осваивать анимацию два года назад с Аней Соловьевой. Поскольку мы с ней технологий не знали, о компьютерной анимации не ведали, то использовали старую добрую диснеевскую технику – карандашом по кальке. Правда, у Диснея над такой анимацией работает целая команда, у нас – одна Аня. Кальки извели чуть ли не тонну. И этот мультик «Сны», первый для Ани, – он на евразийском телевизионном конкурсе «Я–человек» стал лауреатом диплома второй степени.

Таланты и поклонники

Смотрю передачи «Классиков». Сюжет о встрече со спецназовцами в детском лагере. Короткие интервью с детьми и гостями о патриотизме и профессии «Родину защищать». Автор – дочь редактора Таня Мельникова. Позапрошлым летом она ездила с мамой и с группой «Поиск­МГИФ» Новосибирского патриотического клуба в Ленинградскую область для розыска и захоронения останков наших солдат Второй мировой. В шесть утра – подъем и работа. Холодно, сыро, тяжело. В свободное время – съемки. Про патриотизм Тане есть что сказать. Вот репортаж из музея – спокойно и негромко. Разговор об искусстве требует неторопливости. Ведет его культурный обозреватель «Классиков» Нуне Геворгян. «Фишка» студии – рубрика «Тезки о тезках». Тезка графа Строганова рассказывает о деяниях своего однофамильца. Узнаю много нового. Жаль только, про «беф-строганов» юный «граф» не сказал ни слова.
– Поначалу мы работали так – я говорила: «Стань вот здесь, скажи вот это». А теперь уже они говорят: «Я вот здесь сейчас встану, вот это скажу. Пойдет?» Они уже ничего не боятся, садятся в картинг, карабкаются в вертолет, чтобы сделать интересный стендап.
– Я спросила у Ани Таушкановой, чему научили ее занятия в «Классиках». Она сказала для меня неожиданное: не коммуникабельности, например, не творчеству, а ответственности. А что бы вы сказали? Зачем «Классики»?
– Я думаю, что это и социализация, и возможность показать себя миру, и отдушина. Здесь дети могут создавать то, что им интересно. Могут увидеть результаты своего труда, – говорит Фируза Давроновна. – Я часто привожу в пример историю, как Наташа Белявская делала стендап к сюжету о конкурсе социально значимых проектов. Один из проектов был – живой уголок. Наташа рассказывала об этом… с полозом в руках. Поначалу змея лениво извивалась, и Наташа медленно перебирала руками, чтобы ее удержать. Но потом от температуры человека полоз нагрелся. И стал стремительным и юрким. Руки Наташи мелькали все быстрее, удерживать змею становилось сложнее и сложнее. Наверное, дети в «Классиках» поняли, что стоит за внешним шиком творческой работы. 

Рейтинг@Mail.ru