РЕПОРТАЖ
«Классики» из Нового Шарапа
О том, как телестудия в сельской школе стала образовательным и педагогическим проектом
Детское телевидение в Ордынском районе Новосибирской области
похоже на взрослое. Только лучше. Нет ни криминала, ни скандалов, ни
рекламы, ни звезд. Зато есть события и история, люди и животные,
искусство и спорт. Ордынское детское телевидение выходит в эфир раз в
месяц на районном телеканале (эфир оплачивает администрация, аудитория
– примерно 30 тысяч человек). И по нескольку раз в год ездит на
конкурсы и фестивали, откуда возвращается с неизменными наградами.
Называется детская телестудия просто – «Классики». Как хотите, так и
понимайте. В студии сегодня занимаются 15 школьников. Главный редактор
«Классиков» – бывший учитель истории средней школы села Новый Шарап,
где сегодня и базируются «Классики», – Фируза Насриддинова. Оператор,
монтажер, педагог – Вячеслав Дегтярев. Руководитель проекта –
Елена Гридчина. За три года «Классики» подготовили 30 выпусков и
заработали 10 наград.
Розовые сапоги
– Я родилась в городе Самарканде. Мой папа был директором
Самаркандского оперного театра, мама – оперная певица. Я училась в
Ташкенте на истфаке. И решила: кому-то надо работать в деревнях. Тогда
в Сибири была большая нехватка учителей, брали даже с незаконченным
высшим. Перевелась на заочное, написала письмо в управление
образования. Мне ответили: «Ждем вас!» И я приехала в Убинский район
Новосибирской области. Сапоги резиновые я покупала под цвет теплой
кофточки – розовые.
Деревню я себе выбрала первую в списке сел, где нет учителей истории.
Оказалось – самую дальнюю, почти в 100 километрах от райцентра.
Приехала. Школа деревянная, одноэтажная, на берегу реки. Красотища! Ну
и я там осталась. Работала. Вышла замуж за самого блондинистого и
синеглазого, сына родила. А потом в Узбекистане начались беспорядки, и
меня отчислили из университета.
Шесть квадратов – вот и медиахолдинг
Мы сидим в шестиметровом помещении телестудии в Новошарапской
средней
школе Ордынского района Новосибирской области. В углу – компьютер для
просмотра и монтажа. К стене прикручен откидной мультстанок, а проще
говоря – стол со стеклом.
Аппаратура в студии куплена благодаря победам в грантовых конкурсах.
Профессиональный микрофон приобретен на спонсорские деньги. За
компьютером – восьмиклассник Ваня Устинов. Он и монтажер, и оператор.
Говорит, что монтаж – дело долгое и кропотливое, но бросить,
даже если не получается, – нет, никогда! Нельзя же подвести всю
команду. Телевидение – дело коллективное.
Скоро нам всем отправляться на съемки в новый музей знаменитого
сибирского гармониста Заволокина, который разбился на трассе недалеко
от райцентра Ордынское.
А пока Фируза Давроновна вспоминает:
– Отчислили, и я решила, что надо здесь завершить образование. Сначала
поступила в Новосибирский педагогический колледж имени Макаренко. Я его
за 52 дня закончила. В день иногда по 2 экзамена сдавала. И тут же
поступила в Новосибирский педагогический университет. Там увидела
объявление: нужен учитель истории в селе Новый Шарап. Вот уже 14-й год
я здесь.
– Расскажите, как «Классики» появились? В сельской школе на 160
учеников и ежемесячные передачи, и множество наград на фестивалях?..
– Три года назад глава района решил, что у нас должно быть детское
телевидение. Выбор пал на нашу школу. Если бы не наш директор Елена
Германовна Гридчина, не было бы у нас «Классиков». Она первая идею
поддержала. И не обещали нам регулярной финансовой поддержки, но мы все
на «ура» идею восприняли. Размечтались!.. И через полгода, в январе
2008-го, вышел в эфир первый выпуск.
Тетрадки как критерий мастерства
Ждем выезда на съемки и смотрим предыдущие выпуски
«Классиков». Не
скажу, что совершенно. Скажу – интересно. Голосую за рубрику «Лапы, уши
и хвосты». Автор – восьмиклассница Аня Мельникова. Она ведет репортаж
верхом на пони и уверяет, что очень удобно. Или храбро почесывает шею
верблюду Абдулле, сообщая зрителям про боевые верблюжьи привычки
плюнуть и куснуть.
Сюжеты короткие, ясные, познавательные и сделаны с любовью. Словом,
Николай Дроздов был бы доволен.
Утром Аня была корреспондентом новостного сюжета: стендап (комментарий
журналиста) на улице переснимали раз десять. Аня терпеливо повторяла
текст и улыбалась. С откинутым капюшоном куртки. Я замерзла, стоя рядом
в шапке и шарфе. Но корреспонденту не положено быть перед камерой в
головном уборе. Такие правила на телевидении. А в «Классиках» все
по-взрослому.
Фируза Давроновна продолжает:
– Поклон, нижайший-нижайший, Новосибирской детской телевизионной студии
«Старая мельница». Мы в интернете нашли телефоны, позвонили: можно мы к
вам приедем? Явились с камерой, с «мыльницей». Мы с этим телевидение
собрались делать! И вот мы стали у них спрашивать… Как бы вам
объяснить? Ну, допустим, вы хотите открыть лабораторию нанотехнологий и
спрашиваете: а счеты покупать? С тех пор мы как только отснимем
передачу – сразу берем тетради, чуть ли не общие, чтобы туда
вносить перечень замечаний от «Старой мельницы» и от Ордынского
телевидения. Чем меньше их становится, тем большему мы учимся.
Парад побед
– Наш пятый выпуск я взяла да и отправила на Международный
фестиваль
детского телевизионного творчества «Включайся!», – рассказывает Фируза
Давроновна. – И представляете – нам позвонили из Москвы и пригласили
приехать. А мы знали, что приглашали тех, кто попал в двадцатку лучших.
Конечно, мы собрали чемоданы, поехали. Тогда фестиваль проходил в
Казани. И правительство Татарстана расстаралось! Мы думали, что,
наверное, отель перепутали! Там еще полагалось бесплатное развлечение:
аквапарк или каток. Детки наши со страху каток выбрали. Я говорю:
«Дети-то из солнечной Сибири, никогда льда не видели. Пусть
покатаются!» Там мы получили первые мастер-классы настоящих асов. Когда
мы назад ехали, дети всю дорогу писали сценарии, придумывали идеи, что
они будут снимать, я проверяла их закадровые тексты. Зацепило.
Следующий конкурс «Включайся!» проходил в Ханты-Мансийске. Мы опять
вошли в «двадцатку» и вдобавок победили в конкурсе ведущих.
– Вы сами участвуете в подготовке передач?
– Один раз я написала музыку к социальному ролику, который снимала
старшая дочь, Таня Михайловская, а играла там младшая, Фарида Солихова.
Ролик был про социальное сиротство. Вряд ли родители разрешили бы своим
детям играть в нем. Мы взяли в сюжет мою младшую дочь.
– А вас это не смутило?
– У меня четверо детей. Два сына – родные, а девочки – приемные, из
детского дома. Когда мы с мужем взяли их в семью, Тане было восемь,
Фариде – шесть. Так что в сюжете никому не пришлось кривить душой. Что
касается музыки – тоже вынужденный шаг. Авторские права соблюдаем.
Еще я кальку резала для мультиков. Мы начали осваивать анимацию два
года назад с Аней Соловьевой. Поскольку мы с ней технологий не знали, о
компьютерной анимации не ведали, то использовали старую добрую
диснеевскую технику – карандашом по кальке. Правда, у Диснея
над такой анимацией работает целая команда, у нас – одна Аня. Кальки
извели чуть ли не тонну. И этот мультик «Сны», первый для Ани, – он на
евразийском телевизионном конкурсе «Я–человек» стал лауреатом диплома
второй степени.
Таланты и поклонники
Смотрю передачи «Классиков». Сюжет о встрече со спецназовцами
в детском
лагере. Короткие интервью с детьми и гостями о патриотизме и профессии
«Родину защищать». Автор – дочь редактора Таня Мельникова. Позапрошлым
летом она ездила с мамой и с группой «ПоискМГИФ» Новосибирского
патриотического клуба в Ленинградскую область для розыска и захоронения
останков наших солдат Второй мировой. В шесть утра – подъем и работа.
Холодно, сыро, тяжело. В свободное время – съемки. Про патриотизм Тане
есть что сказать. Вот репортаж из музея – спокойно и негромко. Разговор
об искусстве требует неторопливости. Ведет его культурный обозреватель
«Классиков» Нуне Геворгян. «Фишка» студии – рубрика «Тезки о
тезках». Тезка графа Строганова рассказывает о деяниях своего
однофамильца. Узнаю много нового. Жаль только, про «беф-строганов» юный
«граф» не сказал ни слова.
– Поначалу мы работали так – я говорила: «Стань вот здесь, скажи вот
это». А теперь уже они говорят: «Я вот здесь сейчас встану, вот это
скажу. Пойдет?» Они уже ничего не боятся, садятся в картинг,
карабкаются в вертолет, чтобы сделать интересный стендап.
– Я спросила у Ани Таушкановой, чему научили ее занятия в «Классиках».
Она сказала для меня неожиданное: не коммуникабельности, например, не
творчеству, а ответственности. А что бы вы сказали? Зачем «Классики»?
– Я думаю, что это и социализация, и возможность показать себя миру, и
отдушина. Здесь дети могут создавать то, что им интересно. Могут
увидеть результаты своего труда, – говорит Фируза Давроновна. – Я часто
привожу в пример историю, как Наташа Белявская делала стендап к сюжету
о конкурсе социально значимых проектов. Один из проектов был –
живой уголок. Наташа рассказывала об этом… с полозом в руках. Поначалу
змея лениво извивалась, и Наташа медленно перебирала руками, чтобы ее
удержать. Но потом от температуры человека полоз нагрелся. И стал
стремительным и юрким. Руки Наташи мелькали все быстрее, удерживать
змею становилось сложнее и сложнее. Наверное, дети в «Классиках»
поняли, что стоит за внешним шиком творческой работы.