Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2011
Первая тетрадь
Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ


Олейников Алексей

Художественное образование передадут Минкультуры?

Ведомства разбираются, кто будет отвечать за учебные заведения творческой направленности

В начале марта было опубликовано открытое письмо деятелей культуры в защиту учреждений художественного образования. Авторы заявили, что «учебные заведения творческой направленности» стоят «на грани гибели». А спустя две недели свою позицию озвучил Минкульт – на пресс-конференции Олега Неретина, директора департамента науки и образования.

Авторы письма предъявляют к Минобр­науки претензии по нескольким пунктам.
Первый – это ситуация с детскими школами искусств. В настоящее время они отнесены к системе дополнительного образования. Для педагогов это означает, что их ставка – 24 часа вместо 18 в общеобразовательной школе. Также учителям по классу скрипки, вокала, карандаша или кисти не засчитывается педагогический стаж, и на пенсию они могут выйти только по возрасту.
Пункт второй – это ЕГЭ в творческих вузах. Полностью творческие испытания никто не отменял, однако с 2009 года они перешли в разряд «дополнительных», что уменьшает шансы талантливых абитуриентов с невысокими баллами.
И третий пункт, которым письмо завершается, – грядущее принятие закона №83-ФЗ «О бюджетных учреждениях». Как утверждают авторы письма, «государство уже сейчас объявило вузам и колледжам, что вскоре им придется почти на 100% оплачивать коммунальные услуги».
В конце авторы формулируют несколько требований.
Во-первых, «вернуть все без исключения учреждения творческого образования (от детских школ искусств до высших учебных заведений) в полное подчинение Министерства культуры». Во-вторых, «категорически запретить Министерству образования и науки вмешиваться в учебный процесс». В третьих, «обеспечить творческим учебным заведениям достойное финансирование и отменить в их отношении губительные нормы закона №83-ФЗ «О бюджетных учреждениях». И в-четвертых, «навести порядок в оплате труда сотрудников учебных заведений творческой направленности».
Олег Неретин начал с того, что признал: с позицией авторов письма «трудно не согласиться».
– Двадцать лет назад все школы искусств были отнесены к дополнительному образованию и поэтому имеют тот же статус, что и секция или кружок при любом ДК. Что и приводит к проблемам – нет стандартов образования, не выдается аттестат гос­образца, снижается статус педагогов в этих учреждениях, – сообщил Неретин.
При этом требования перевести все без исключения учреждения творческого образования в ведение Минкульта Олег Неретин не поддержал. А на настойчивое пожелание повысить уровень оплаты труда только развел руками.
– Этими вопросами заведует Минфин, а не Минкульт, – заметил он. – Особенно тяжелая ситуация с детскими школами искусств – по сегодняшнему законодательству даже регионы не могут напрямую поддержать финансово муниципалитеты, в чьем ведении находятся школы. Возможно, механизм такой поддержки будет прописан в новом Законе «Об образовании».
Вообще, по словам Олега Неретина, новый закон об образовании, который предположительно вступит в силу с 13-го года, снимает почти все вопросы, поднятые в открытом письме. И хотя политику образования по-прежнему будет определять Минобрнауки, в проекте нового закона образование в сфере культуры и искусства впервые выделено в отдельный раздел. И Минкульт готов взять на себя ответственность за это образование.
Как сообщил Олег Неретин, изменения коснутся всех звеньев творческого образования. Теперь именно Министерство культуры будет определять федеральный стандарт образования в детских школах искусств. Для них будет введена предпрофессиональная подготовка. Наконец-то будет явно прописан статус 29 учреждений образования для одаренных детей, которые до сего дня выпадали из правового поля.
Для творческих колледжей, ссузов и вузов будут изменены условия, критерии и правила аккредитации – с учетом их специ­фики. В комиссии войдут профессионалы в области культуры и искусства – для более объективной оценки работы.
Однако новый закон заработает не раньше 13-го года. А проблемы решать надо уже сейчас. Для этого в Госдуму были направлены три пакета поправок в нынешний ФЗ «Об образовании».

Рейтинг@Mail.ru