БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ
Новый Закон «Об образовании»: первая редакция вызвала резкую критику
Профессиональное сообщество считает, что некоторые важнейшие поправки остались неучтенными
Главным событием прошлого года стал новый интегрированный
Закон «Об образовании». В мае 2010 года был подготовлен первый вариант,
который после дискуссий в профессиональных кругах был доработан и 1
декабря опубликован в интернете по поручению президента для широкого
общественного обсуждения.
На днях в Совете Федерации состоялись парламентские слушания,
посвященные данному законопроекту, в которых приняли участие
представители 52 регионов.
Поправки внесены, суть не изменилась?
Многие специалисты считают, что первая правка законопроекта носила
сугубо косметический характер.
В результате, как отметила ректор Ставропольского государственного
педагогического института Людмила Редько, «документ похудел наполовину,
оставшись, по сути, тем же, что и до внесения поправок – таким же
непонятным, не учитывающим всех основополагающих замечаний, о которых
говорило профессиональное сообщество».
«Поставленная в самом начале цель – создать юридически цельный
документ, который заменит лоскутное одеяло действующего
законодательства – как-то незаметно сошла на нет», – считает Редько, по
мнению которой, принятые в прошлом году законы – 83-й ФЗ (о казенных,
бюджетных, автономных учреждениях), закон об оптимизации
контрольно-надзорных функций в системе образования – «существуют сами
по себе и не охватываются новым законом».
Заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко убежден, что
недовольство документом вызвано непониманием со стороны общества и
необоснованными страхами, которые порождают различные мифы: о том, что
образование станет платным, ПТУ будут ликвидированы, образование в
сфере культуры и искусства разрушено, меры социальной поддержки
студентов снижены. Всего Реморенко перечислил 7 «мифов», отметив,
почему каждый из них не соответствует действительности.
Впрочем, с заместителем министра согласны не все.
По мнению ректора Московской консерватории Александра Соколова, в
законопроекте не прописана концепция непрерывного профессионального
художественного образования, из-за чего и возникают проблемы на каждой
его ступени. Например, детские школы искусств, относящиеся к системе
дополнительного образования, не могут выдавать дипломы государственного
образца, что лишает одаренных ребят стимула заканчивать эти учреждения
и продолжать свое образование, переходя на ступень выше.
Остается нерешенным и вопрос отсрочки от службы в армии, которую
молодые люди получают в среднем звене (колледже или училище), а при
поступлении в вуз их сразу же призывают в армию. И большинство ребят в
сферу искусства уже не возвращаются: после годичного перерыва почти
невозможно возобновить занятия музыкой или балетом, требующие
регулярных репетиций.
«Но если в законе будет прописана единая система непрерывного
образования, отсрочка от армии будет пролонгирована», – убежден
Соколов.
Больше всего участников слушаний тревожит вопрос социальных гарантий,
практически не нашедших отражения в тексте документа. Так, член
Комитета Совета Федерации по образованию и науке Зинаида Драгункина
критически оценивает отмену льгот для инвалидов при поступлении в вузы
(внеконкурсный прием в проекте закона заменен на бесплатные годичные
подготовительные курсы, призванные повысить стартовые возможности ребят
с ОВЗ и сделать их более конкурентоспособными). Однако такая мера, по
словам Драгункиной, лишит данную категорию «мощного социального лифта».
Беспокойство собравшихся вызывает также то, что проект предусматривает
упрощение процедуры ликвидации и реорганизации сельских малокомплектных
школ. Так, если сегодня закрытие сельской школы допускается только с
согласия схода жителей данного населенного пункта, то в новом документе
– с разрешения представительного органа, который, как нетрудно
догадаться, может быть сформирован по указке местных властей, послушно
выполняющих его предписания.
Но особые тревоги участников слушаний связаны с социальным статусом
учителя. По мнению большинства, гарантии для педагогов – такие как
регулярная индексация заработной платы и соотношение ее со средней по
экономике – необходимо прописать в тексте законопроекта.
В преддверии ликвидации
Не успели вузы оправиться от страхов по поводу возможного понижения их
статуса до института или колледжа, как появились новые опасения,
связанные с исчезновением термина «научно-педагогический работник».
«Эта неясность порождает опасения снижения статуса профессоров и
преподавателей вузов», – констатирует ректор Шуйского государственного
педагогического университета Ирина Добродеева.
Серьезную проблему создает и отсутствие в тексте проекта упоминания
такого вида образовательного учреждения, как центры образования.
По прогнозам преподавателя Университета РАО Елены Болотовой, «это
приведет к ущемлению прав педагогов, работающих в центрах образования,
и к ограничению деятельности этих организаций».
Отсутствие в законе такого типа учреждений, как детский дом, работники
данной сферы воспринимают не иначе как ликвидацию. Тревогу своих коллег
выразила в выступлении на парламентских слушаниях директор Азовского
детского дома Елена Байер. На недавнем семинаре в Федеральном институте
развития образования руководители детских домов говорили о том, что
реструктуризация этих учреждений идет полным ходом, часто на основе
непродуманных и скоропалительных решений.
По общему мнению участников обсуждения, состоявшегося в Совете
Федерации, закон в таком виде принимать нельзя, и не только по причине
непроработанности ряда важнейших вопросов, перечисленных выше, но и в
связи с тем, что он не отвечает задачам модернизации образования.
Впрочем, многие не верят в то, что их замечания будут учтены при
доработке документа, и уповают только на политическую волю главы
государства.
«Дискуссии себя исчерпали: все, что хотели, мы сказали. Последнее
решение – за президентом», – считает А.Соколов.
Летом должна быть подготовлена новая версия законопроекта, которую
планируется обсудить на августовских педагогических совещаниях.
В своем выступлении на итоговой коллегии Минобрнауки руководитель
ведомства Андрей Фурсенко подчеркнул, что закон не будет принят до тех
пор, пока не будет достигнуто общественное согласие по основным его
положениям.