ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ДЕТСТВА
Больше, чем игрушка
Расставание со старыми куклами, солдатиками, плюшевыми зверями – ритуал потери и взросления
Время, потраченное ребенком на игры и на игрушки, никогда не потрачено
впустую. Другое дело, что так часто кажется взрослым. Поэтому скажем
еще раз: время самостоятельной (внутренне мотивированной) игры ребенка
со своими игрушками – самое благодатное для его развития. А
пренебрежительно относятся к нему только те, кто оценивает развитие
ребенка «по результату», чтобы быстро и «прямо здесь».Нет, лучшие силы
ребенка растут медленно, проявляются не сразу, и в этом смысле разговор
об играх и игрушках – это достаточно серьезный разговор.
Ребенок играет. Всего лишь?
Игрушки. Их всегда больше, чем надо. Они имеют обыкновение валяться под
ногами, разбредаться по всей квартире, занимать все свободное место.
Детские игрушки – самые большие враги пространственного минимализма.
Книги можно спрятать в ноутбук, обувь – в эргономичные коробки, бытовую
технику – в ниши и специальные шкафы. А вот игрушки спрятать
невозможно. Более того, когда наступает пора от них избавляться,
законные владельцы, дети, начинают переживать, хотя, казалось бы, уже
пару лет как в руки их не брали. Нет, наотрез отказываются расстаться с
игрушками, утратившими товарный вид или уже слишком простыми для его
возраста. Что такое?
Если даже не уходить в глубины веков с тотемными фигурками и куклами
вуду, а ограничиться культурными артефактами двухсотлетней давности,
можно убедиться: традиция оживления игрушек неистребима. И не столько
Ганс Христиан Андерсен, Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Алан Милн,
Эдуард Успенский и другие знаменитые детские писатели тому свидетели,
сколько наши собственные дети.
В дом приносят какого-нибудь плюшевого уродца для сына или дочки,
просто так, формальный знак дружбы, но стоит поставить зверька на
спинку дивана, потрясти и не своим голосом сказать: «Привет, Петя!
Давай дружить!» – будьте уверены: если ребенок с интересом смотрит на
трясущуюся в ваших руках игрушку, для него она уже живая. С ней можно
садиться завтракать, делиться впечатлениями, даже спорить, наказывать
за провинности – потому что вы вдохнули в нее жизнь.
Хотя для нас-то она никогда не станет живой: мы помним, из какого
материала сделана игрушка, сколько стоила, через сколько лет примерно
она окончательно порвется и отправится в мусорную корзину – и это наше
функциональное отношение совершенно не совпадает с детским,
очеловечивающим.
Только ли освобождаем пространство?
Совсем недавно студия Дисней выпустила мультфильм «История игрушек –
3». Авторы мультфильма воссоздали типичную сцену: мальчик, который
маленьким играл в игрушки, вырос, поступил в колледж, и мама ставит
перед ним картонную коробку: ты немедленно должен решить, какие из
своих вещей берешь с собой, какие отправляешь на чердак, а какие
выбрасываешь прямо сейчас на помойку.
Растерянность. С чего начать? Для мальчика это тяжелейшая задача: что
из своего детства я хочу навсегда унести с собой, а что выбросить и
забыть? Как попрощаться с теми, кто был тебе дорог столько лет? Перед
ним уже не просто коробка, а настоящая аллегория взросления.
Разумно – все пришедшее в негодность определить на помойку. Но как
можно закинуть в мешок вещи, которые ты еще не привык считать вещами,
пусть они поломаны, порваны, никуда не годятся. Ни один ребенок,
проживший мало-мальски счастливо свое детство, не захочет сразу, не
раздумывая, выбросить любую игрушку. Ведь и осколок фарфорового зайчика
знает о тебе что-то такое, чего не знает даже мама!
Да, я в них больше не играю, зато могу всегда посмотреть на них, взять
в руки; да, они обветшали и поломались, а мне-то что, это я их поломал,
помню происхождение каждой царапины!
Мальчик из фильма тоже не готов никого выбрасывать. Он собирается всех
отправить на чердак, а с собой в колледж взять лишь одного потрепанного
друга. А что чувствуют остальные игрушки? Этому посвящены дальнейшие
перипетии сюжета о жизни игрушек без мальчика: как они преданны, как
готовы подчиниться любому его решению, как они блуждают, ищут нового
хозяина, участвуют в приключениях – и все это внутренний голос самого
мальчика, который тревожится за их судьбу, говорит их голосами и просто
боится идти дальше без них. Это он сам наедине с собой, вдали от
текущего момента.
Чердак – это самообман, с чердака вещам единственный путь в костер, к
тому же игрушки «хотят», чтобы с ними играли (это снова желание
мальчика). И он находит единственно правильный для себя выход: отвозит
все свои игрушки домой к знакомой девочке, там не спеша, с
удовольствием знакомит ее с каждым своим другом, а потом берет с нее
честное слово играть хорошо и «не обижать их».
Мальчик оставляет свое детство в надежных руках, он ничего не берет с
собой – одного дня ему было достаточно, чтобы попрощаться с
собой прежним и встретить себя нового.
Попрощаться по-доброму. Варианты
Допустим, мы поняли: не стоит удерживать вокруг себя груз прошлого, он
мешает идти вперед. Более того, ребенок обязан распрощаться с
материальной стороной своего детства, иначе ему никак не вырасти.
Задача родителя – постараться сделать так, чтобы дети пережили
деликатный момент расставания наиболее безболезненно.
Я знаю семью, в которой папа сколотил для трехлетней дочери небольшую
витрину с ячейками. В них девочка годами помещала разнообразный
«игрушечный утиль», который был слишком дорог ее сердцу. Теперь этой
девочке уже за тридцать, она называет свою ностальгическую инсталляцию
«мой винтаж»: войлочные и картонные зверьки, тряпичная кукла, железный
грузовичок так и не были отправлены на свалку.
Но этот вариант – «для фанатов». Есть множество других способов
наладить органичное вырастание детей из игрушек. Например, заведите
традицию совместного дарения ненужных вещей в детский сад, в другую
семью. Это ведь не так просто – почувствовать, что твоя радость от игры
с паровозиком или резиновым крокодилом может быть подарена.
Если все-таки старые игрушки приходится выбрасывать, постарайтесь
приурочить ревизию к какому-нибудь празднику, например, сослаться на
японскую традицию избавляться от старых вещей накануне Нового года. В
любом случае постарайтесь соблюсти несколько простых правил, которые
многим кажутся очевидными, но почему-то часто нарушаются.
Никогда ничего не выбрасывать без участия ребенка.
Не торопиться, не поддаваться порыву расправиться «с хламом» немедленно.
Не обновлять все игрушки в один присест.
Фактически правило одно: особо не своевольничать.
…Когда моей дочери исполнилось два года, я была одержима идеей
наконец-то отучить ее от соски. Я была готова пойти на самые крайние
меры, но тут обе соски сами не выдержали, порвались. На радость мне?
Ничуть! Ребенок рыдал горько и безутешно, и я, обливаясь слезами, пошла
и купила дюжину новых сосок. Но ни одной из них дочка в рот не взяла:
они были не те. У «тех» были собственные, выдуманные ею имена, с теми
были отношения.
Мы еще чуть-чуть поплакали вместе о тех изгрызенных сосках, а потом
утерли слезы и стали жить дальше.