ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
«Успех» вместо счастливого детства
Детские психологи бьют тревогу: отношения взрослых с младшим миром становятся все более функциональными и прагматичными
Когда мы учим детей, особенно маленьких, мы – что? Что делаем,
чего хотим, мы – зачем?
Мы их в общество интегрируем, разбирая любые ситуации нажимом на две
педали – «можно», «нельзя»? Или помогаем становлению внутреннего мира
ребенка, постулируем человечность, задаем культурные формы развитию?
Это, кстати, не вопросы теории, а вопросы жизни: будет ли ребенку с
младенческого возраста задана утилитарная функция, или к его жизни
отнесутся как к самоценному бытию? Претендуют ли взрослые на владение
им, или включают как равноправного в человеческую общность? Как себе
ответим, так дети и заживут. Таким и станет мир для них –
утилитарно-прагматическим или человеческим.
И хотя сегодняшний день в образовании ознаменован торжеством
рационализма, важно понимать: это не последняя истина и даже не истина
вовсе. Именно эта мысль была сквозной на юбилейной конференции
«Дошкольное образование в XXI веке: традиции и инновации»,
организованной Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО.
Говорилось прямо: 50 лет назад, когда выдающийся ученый Александр
Запорожец основал этот институт, мир еще не задумывался об исследовании
детства как о науке. А в концепции института уже было научно
обоснованное положение: «Развитие ребенка не сводится к пассивной
ассимиляции готовых знаний и умений, а предполагает активное
воссоздание детской личностью усваиваемых общественных способов
преобразования действительности, нравственных и эстетических ценностей
в процессе ее деятельности, приобретающей при определенных
условиях самодеятельный характер».
Воссоздание! Преобразование! Детская личность! Самодеятельность!
Увы, теперь это благие напутствия: образованием управляют менеджеры,
которые ни при какой погоде ни о чем «таком» не читали и не думали. Но
не будем им уподобляться,
в том числе – по части пренебрежения к науке. О некоторых материалах
конференции – кратко.
Удлинить и/или отрезать
Александр Запорожец критиковал тенденцию к искусственному подстегиванию
умственного развития детей, говорил «нет» преждевременному включению
ребенка в сложные формы учебной деятельности, был против школьного
обучения шестилеток и вообще считал, что величайшее завоевание
человеческой цивилизации – это как раз удлинение времени детства. На
этих позициях детские психологи стоят по сей день, особая статья – их
не слушают. Тем не менее…
Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем
детства РАО: «Дети не проживают свое детство, не получают того, что им
необходимо получить в дошкольном возрасте. С трех лет их пытаются
усадить за парту или за компьютер, ребенок учится, причем так, как это
видится маме и папе, а не с научной точки зрения. Но раннее
неправильное обучение негативно сказывается на психике и влечет за
собой проблемы в школе. Да и все дальнейшее психическое развитие идет с
искажением. Ни в три, ни в пять учить детей чему-то в школьном смысле
не нужно».
Елена Кравцова, профессор, директор Института психологии РГГУ,
рассказала об исследовании большой группы семиклассников: оказалось,
что те из них, кто пошел в школу в возрасте 7 лет, по всем показателям
развития превосходят «шестилеток», стартовавших раньше.
Лариса Парамонова, профессор, академик РАЕН: «Самая важная вещь –
смотреть на ребенка с позиций формирования личности: открыт миру, готов
к добру, а не взирать технократически: подготовлен, не подготовлен.
Дети нам ничего не должны».
Но власть над детьми у взрослых, а их как ни просвещай, критерий один:
«у других-то дети уже…». Спрашивается, где своя голова?
«Учат чему-то, а образовывают – кого-то»
При помощи этого разъяснения предлагали развести обучение и
образование. Не случайно для дошкольных учреждений нет стандарта на
детские достижения. Там не учат! Но ничего иного, к сожалению, с детьми
по большей части делать не умеют. Учат, и учат, как в школе: надо,
Федя, надо.
Владимир Кудрявцев, профессор РГГУ: «Своеобразие культурного развития в
том, что оно вырастает, а точнее, выращивается лишь в почве целостной
детско-взрослой общности. Желает взрослый того или нет, он всегда
активное действующее лицо «пьесы» детского развития – и
организованного, и стихийного». То есть взрослый способен и усилить,
поддержать, но и затормозить развитие вплоть до критической остановки.
Оксана Ушакова, доктор психологических наук, соотносит проблему
лавинообразного роста нарушения речевого развития у дошкольников с
отсутствием детско-родительской общности. Ребенок проводит время за
компьютером или у телевизора – он не мешает, он не разговаривает.
Взрослые и не спохватываются, а дети между тем растут. Какие?
Виктор Слободчиков, доктор психологических наук, говорил о
кризисе новой модели человека: «Когда-то была модель дореволюционного
человека, затем советского, а сейчас мы имеем дело с моделью
постсоветского человека. Имя ей – фрагментация. Разумеется, чем мельче
фрагмент, тем легче его использовать, гораздо проще, удобнее, чем иметь
дело со сложной целостностью. И самому человеку такой переход в
двухмерность, в безыдеальность позволяет жить более комфортно и
безбедно, действовать более эффективно. Однако он же – суть
расчеловечивание, предательство человеком своего «царского
происхождения».
Неготовность к усилию
Люди не коровы. В том-то и кризис, что человеку, живущему по нехитрой
формуле «успех = цель + достижения», рано или поздно становится
тоскливо. Тошно даже – от компетентностного уклада жизни, который
навязывается. Но удержание всей полноты человеческой реальности требует
человеческих же усилий. Готовность к ним закладывается в раннем
детстве: чувствительность, душевная настроенность, распознавание
нюансов – «все то, что, считается, не нужно для школы, что изгоняется
из детства, для полноценной жизни совершенно необходимо» (Владимир
Кудрявцев).
«От детей не требуют творчества, эмоций, воображения – всего того,
благодаря чему развивается мышление и произвольность» (Александр
Венгер, доктор психологических наук, профессор).
И так далее: какие-то безымянные некомпетентные люди перекраивают по
своему разумению дошкольное образование, которым, кстати, население
страны более довольно, чем школьным и вузовским, которое, напомним,
считалось «изюминкой советской науки». То вдруг министерским письмом
объявляется, что основная программа дошкольного образования – программа
«Успех», а никто про нее ничего не знает, нигде не слышно, чтобы ее
проверяли или хотя бы обсуждали.
А то отменили норму наполняемости групп: теперь не 20 детей будут в
группе, а хоть 40, лишь бы на каждого пришлось по 2 квадратных метра. И
потом: санпиновский приказ о том, чтобы природу и все живое из детсада
убрать… главное, люди, принимающие такие решения сегодня, завтра уйдут,
а беды останутся.
Они действуют вместо нас
Хорошо мечтать: вот бы мир детства был человеческим, а не
бюрократическим. Или сравнивать: вот, мол, за рубежом экспертиза работы
дошкольного педагога определяется атмосферностью, а не подсчетами
разного рода. Или вспоминать минувшие золотые времена: раньше-то без
кропотливых исследований ни одна рекомендация в обиход не вводилась, не
то что новая программа.
Но тут действительно одно из двух: или продолжать сетовать, или
начинать реально действовать в существующих обстоятельствах. А то
чиновники приходят и все отнимают. В ребенке видят материал. В
родителях – источник финансирования. Педагога сокращают
наполовину. Науку игнорируют. Надо возражать. Может быть,
ассоциироваться. Наверняка что-то взять на себя.
Кстати, пока мы преодолеваем сопротивление внешних и внутренних
барьеров, зарубежные коллеги потихоньку развивают проблематику
гуманистической психологии детства, основы которой заложены у нас.
О новинках – очень коротко – рассказал Андрей Подольский, профессор
МГУ. Оказывается, развитие детской памяти всецело зависит от
включенности взрослого в общение: как обсуждает, как разговаривает, как
предъявляет себя. Очень много исследований на тему «Совместное
внимание». Немало новых данных, в корне меняющих привычные
представления, получили исследователи детского рисунка. Воображение,
чувство, настроение – начало развития всего.
«Не случайно, – завершил конференцию академик РАО Владимир
Зинченко, – Нобелевская премия присуждена психологу, который
объяснил экономистам, насколько большое влияние на принятие решений
оказывают эмоции».