О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Что делать для того, чтобы дети полюбили читать? С этого вопроса
начинается статья Г.Мацько
«Пробуждение интереса к чтению через творческие исследования»
(«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 2 за 2011 год). Ответ автора
прочитывается в названии публикации: Галина Романовна предлагает
педагогам пробуждать читательский интерес, вовлекая ребят в творческие
исследовательские проекты. Например, в такие как «Домашняя библиотека»
и «Машина времени». Эти проекты придумали и реализовали педагоги школ
города Новосибирска совместно с сотрудниками Новосибирской областной
детской библиотеки им. М.Горького.
Согласно условиям проекта «Машина времени» ребята должны взять интервью
у старших родственников или знакомых на тему «Что вы читали в детстве?»
(точнее, в возрасте самого школьника-журналиста), а затем написать
статью на основе собранного материала. Что же касается другого проекта,
то там перед детьми была поставлена задача рассказать о своей домашней
библиотеке: как она создавалась, какие семейные реликвии хранит,
сколько книг в библиотеке и каких.
Примечательно, многие школьники до начала работы над проектом «Машина
времени» (он проходил в форме конкурса детских работ) не просто не
знали, какими читателями были их родители, но никогда об этом даже не
задумывались. Поэтому ребятам пришлось по-настоящему заняться
исследовательской работой.
Во время сбора материала ребята выяснили много неожиданных для них
вещей. К примеру, что представителей старших поколений в детстве
нередко ругали за то, что они... слишком много читают («портят зрение»,
«меньше помогают по хозяйству», «жгут электричество»).
Как отмечает автор, проект заставил детей взглянуть на хорошо знакомых
взрослых с новой точки зрения – как на людей читающих. И осознание
того, что их старшие родственники много читали в детстве, вызвало у
авторов интервью уважение и гордость.
Выдающийся англо-американский философ Грегори Бейтсон ввел понятие
«эпистемологические утверждения»: базовые утверждения о природе
мироустройства и знания, исходя из которых мы выстраиваем свое
поведение. Многие из этих утверждений работают только в определенных
ситуациях. Но поскольку они глубо
ко укоренены в нашей психологии, мы продолжаем ориентироваться на них
даже там, где эти установки не срабатывают. Типичный пример подобной
базовой установки у педагогов – ориентация на то, что «мы дадим
ученикам достаточный объем знаний, а уж кто сколько сможет, тот столько
и возьмет».
На самом деле, как подчеркивает психолог Е.Мастакова в статье «Эффект обнуления КПД обучения»
(«ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ», № 1 за 2011 год), учебный
материал эффективно усваивается детьми в том случае, когда уровень
сложности предлагаемого материала адекватен мыслительным способностям
учеников. А вот ситуация, когда подобной адекватности нет, чревата
специфическими проблемами в усвоении новых знаний.
К примеру, ребята с низкими способностями при решении математических
задач, как правило, перестают опираться на логику, а стараются найти
другие опоры. Например, они пытаются угадать верное действие,
предпринимая пробные попытки и следя за реакцией учителя. В результате
глубинные учебные понятия у них не формируются.
А вот у детей с высокими мыслительными способностями проблемы с
усвоением нового материала возникают по другим причинам. И зачастую
совсем не потому, что они ленятся, как нередко думают учителя, а
потому, что эти ребята не ощущают необходимости в каких-либо новых
знаниях. Свой тезис автор поясняет на примере из той же математической
области: «Способные дети уже в дошкольном возрасте в уме складывают и
вычитают в пределах сотни… а уж записывать они умеют даже
четырехзначные числа. Для чего им усваивать понятия «цифра», «позиция»,
«разряд», «класс»?.. Но когда учебный материал усложняется – требуется
четко различать понятия числа и цифры. Такие дети с удивлением
обнаруживают, что задание они выполнить не могут. Они пытаются что-то
наверстать, придумать сами, но «поезд ушел», пропущенный массив учебных
понятий одномоментно не усвоишь».