В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Соблазн сортировки
Высокие учебные результаты – какой ценой?
Учителя, работающие в классно-урочной системе, не могут не
стремиться к тому или иному разделению своих подопечных на группы.
Сознательно или нет, с дополнительной педагогически-смысловой нагрузкой
или без нее, по продуманной системе или ситуативно.
К стихийному делению «в уме» на сильных, средних и слабых приходили
практически все, ибо – даже методисту понятно – дети разные.
Выстраивать с каждым индивидуальный путь познания невозможно, нет
ресурсов. А так делаешь хотя бы крошечный примитивный шажок в этом
направлении. Потом психологи открыли нам глаза на множество других
различий: визуалы–аудиалы–кинестетики,
право-левополушарные–амбидекстры, мальчики–девочки. То есть о разнице в
последней паре мы и раньше догадывались, но на бытовом, конечно,
уровне. А оказалось, что на психологическом они тоже сильно отличаются.
По темпу развития, особенностям восприятия. Даже ругать и хвалить их
надо по-разному, тут все имеет значение: продолжительность,
публичность, формулировки. И это, конечно, очень большой соблазн –
разделить их, чтоб не морочиться со всеми тонкостями. Тогда можно
прийти в мальчишечий класс и изображать соответствующий вариант
преподавания, где подача материала, стиль отношений, манера общения
соответствуют мужскому восприятию. Для девичьего класса предусмотрен
другой вариант, а может, и другой учитель.
Очень это упростило бы процесс обучения. Вообще-то, если в затылок тебе
постоянно дышит завуч с очередным срезом знаний, ты просто рефлекторно
стремишься расфасовать детей на удобные кучки, чтоб как можно более
технологично ввинчивать в ученические головы положенный стандарт.
Похоже, на этот простой и вечный соблазн поддались и организаторы
описанного эксперимента. Они очень хотели высоких учебных результатов.
И похоже, получили.
Но в педагогике принято задаваться вопросом: какой ценой? Об этом
коварном вопросе, который может отравить многие блестящие результаты,
хорошо бы помнить с самого начала, затевая тот или иной эксперимент.
Когда люди работают в традиционной схеме, все вроде ничего: результаты
обычные, процесс освящен традицией, побочные эффекты есть, но к ним все
давно привыкли. Но стоит внести в накатанный механизм существенные
изменения, как сразу становится видна, как под прожектором,
педагогическая несостоятельность (или, наоборот, выверенность,
корректность), все смыслы, ценности, установки проявляются необычайно
отчетливо.
Если же считать процесс внедрения предписанного объема знаний в
учеников только одной из своих целей, то всякое разделение, сортировку
придется использовать очень дозированно. При этом часто и по разным
критериям, каждый раз по разным – в зависимости от педагогической
задачи. И чем богаче по составу будет класс, чем больше возможностей
для общения у него хотя бы в параллели, а лучше с детьми постарше и
помладше, тем содержательнее могут быть диалоги, интереснее темы для
обсуждения, больше возможностей для разных ролей. И это не считая
умения общаться с ребятами разного возраста, пола, темперамента,
способностей, которое прирастает само собой, попутно.