ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Может пригодиться
Для тех педагогов, которые хотели бы больше узнать о работе с
квалиметрическими моделями, представляем подробное описание некоторых
алгоритмов перевода качественных экспертных оценок в
количественные показатели. Рассмотрим процесс определения весомости
критериев первого порядка на конкретном примере.
В одной из квалиметрических моделей есть параметр результативности
урока. Этот параметр раскрывается при помощи четырех критериев первого
порядка. Первый – достижение (реализация) учителем и учениками
поставленных целей и задач, замысла урока. Второй – решение
поставленных вопросов и проблем. Третий – реализация воспитательного
потенциала учебного материала урока, обеспечение максимально
эффективного воспитательного влияния. Четвертый –
усовершенствование чтения, письма, говорения учеников, приобретение
умений и навыков самостоятельной учебной деятельности; полнота усвоения
учебного материала (выполнение заданий), глубина его понимания.
Допустим, в работе по определению весомости критериев приняли участие
20 учителей. Поскольку критериев четыре, то педагогам предлагается по
4-бальной шкале проранжировать данные критерии. При этом педагоги
получают инструкцию, согласно которой максимальная оценка – 4 балла –
должна быть выставлена тому критерию, который конкретный учитель
считает самым важным. Критерий, который, с точки зрения педагога,
является вторым по значимости, – получает 3 балла, а наименее
существенный показатель – 1 балл.
Предположим, в ходе оценки первого критерия 4 учителя выставили оценку
4, 7 учителей – оценку 3, еще 7 учителей – оценку 2 и 2
учителя поставили оценку 1. На основе полученных оценок находим общую
сумму баллов, выставленную всеми учителями, – она равна 53. По такому
же принципу вычисляем общую сумму баллов для второго критерия – 54,
третьего критерия – 62 и четвертого критерия – 64. Теперь складываем
полученные числа (53, 54, 62 и 64) и находим общую сумму баллов по всем
четырем критериям первого порядка – 233.
Теперь у нас есть все данные, чтобы определить весомость конкретного
критерия. Для этого нам надо сумму баллов по этому критерию разделить
на общую сумму баллов по всем критериям. К примеру, чтобы вычислить
весомость первого критерия, мы 53 делим на 233 и получаем 0,227. Как
видите, все не так уж сложно.
Существует еще один важный показатель, который можно вычислить на
основании данных квалиметрической модели, – так называемый уровень
педагогической деятельности учителя на уроке. По сути, эта цифровая
характеристика показывает, в какой мере в работе конкретного педагога
проявляются вещи, определяющие продуктивность современного урока. Каким
же образом это можно оценить в количественном выражении?
Вначале следует вычислить степень проявления различных критериев в
деятельности конкретного педагога. Для этого Елена Касьянова предлагает
использовать следующую шкалу оценки: 1 – критерий в
деятельности учителя проявляется всегда; 0,75 – критерий в деятельности
учителя скорее проявляется, чем не проявляется; 0,50 – критерий и
проявляется, и не проявляется; 0,25 – скорее не проявляется, чем
проявляется; 0 – критерий не проявляется. Используя эту шкалу, эксперты
определяют степень проявления каждого из критериев первого порядка в
практической деятельности учителя на уроке. Затем степень проявления
каждого критерия умножается на его весомость, к примеру, 0,75 умножаем
на 0,227 (для первого критерия), 0,50 умножаем на 0,233 (для второго
критерия) и т.д.
На следующем шаге все полученные в результате предшествующих вычислений
конечные данные (по каждому критерию), связанные с содержанием, скажем,
первого параметра, суммируются и умножаются на весомость данного
параметра. Далее аналогичная процедура проделывается с показателями,
характеризующими содержание второго, потом третьего и всех следующих
параметров. И наконец, суммируются все конечные (для этого этапа)
показатели по каждому параметру. В итоге у нас получается число,
значение которого находится в пределах от 0 до 1. Это и есть показатель
уровня педагогической деятельности учителя на уроке. Для работы с ним
следует использовать следующую градацию: 1,00 – 0,75 – уровень
деятельности оптимальный (образцовый); 0,74 – 0,50 –
допустимый (отвечает норме); 0,49 – 0 – недопустимый
(ниже нормы), или критический.