ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Урок в ракурсе квалиметрии
Модель, которая помогает учителю осознать свои профессиональные возможности и проблемы
Квалиметрическая модель экспертизы первоначально создавалась
под каждый новый запрос. Но вскоре обнаружилось, что некоторые запросы
отражают типичные, свойственные многим школам потребности. И поскольку
процедура работы с квалиметрическими моделями не представляет большой
трудности в освоении, школы все чаще стали проявлять интерес к готовым
моделям и самостоятельно их использовать для решения самых разных
задач. Некоторые модели, как говорят харьковские педагоги, «стали у нас
настоящими бестселлерами». А самая востребованная среди них – пожалуй,
квалиметрическая модель педагогической деятельности учителя на уроке.
В модели педагогической деятельности учителя на уроке педагогов
привлекает прежде всего возможность обрести системный взгляд на
организацию учебного занятия. А также сверить свое представление с
данными таблицы, где прописаны основные «слагаемые» успешной работы
учителя на уроке.
Другое важное достоинство модели – ее универсальность: модель может
быть применима к уроку любого типа и «настроена» на специфику
конкретного предмета. Каким образом происходит подобная настройка? В
процессе выработки критериев второго порядка. Отличительная особенность
«Квалиметрической модели педагогической деятельности учителя на уроке»
состоит в том, что критерии второго порядка каждому учителю
предлагается разработать самостоятельно в соответствии с особенностями
и спецификой предмета, который он преподает. Но педагог может этого не
делать: в принципе основные требования к современному уроку обозначены
в критериях первого порядка.
Добавим к этому, что педагогу осмысление заложенной в модели информации
поможет яснее увидеть приоритеты в деятельности современного учителя
школы любого типа (об этом можно судить по критериям и весомости,
которая вычисляется по особому алгоритму на основании экспертных
оценок); осознать сильные и слабые стороны в своей работе. А завучу это
поможет проанализировать недостатки и спроектировать методическую
работу в школе и самообразование учителей.
Отметим также, что для наглядности квалиметрическая модель создается в
виде таблицы. Но поскольку мы представляем педагогическую экспертизу в
формате газетной публикации, из соображений компактности таблица была
преобразована в текст. При этом все критерии мы расположили в порядке
убывания их весомости, начиная с самых значимых, по оценкам экспертов,
требований.
Конечно, если бы квалиметрическую модель составляла другая экспертная
группа, то порядок расположения критериев мог быть несколько иным – по
причине того, что значимость каждого отдельного критерия зависит от
ценностных установок экспертов и педагогов. Поэтому к заложенным в
модели данным следует подходить не догматически, а именно как к
экспертной позиции, с которой имеет смысл сверить собственные
профессиональные установки.
Квалиметрическая модель
педагогической деятельности учителя на уроке
Параметр № 1:
мотивационно-целевой (весомость
– 0,266)
Критерии
I порядка
1.1. Стимулирование познавательных интересов, повышения уровня
мотивации путем расширения диапазона образовательных потребностей,
интересов, запросов учеников, весомость – 0,215 (степень
проявленности этого и других критериев в конкретном образовательном
учреждении вычисляется по специально разработанному алгоритму).
1.2. Постановка учителем и осознание учениками целей и задач урока,
формирование позитивных, педагогически целесообразных и социально
значимых мотивов учебно-познавательной деятельности учеников, весомость
– 0,214.
1.3. Учет при обосновании целей и задач урока потребностей учеников и
запросов общества, необходимость формирования базовых и жизненных
компетенций учеников, весомость – 0,208.
1.4. Постановка теоретических вопросов и практических заданий,
направленных на обеспечение актуализации и коррекции опорных знаний,
умений, навыков учеников, весомость – 0,205.
1.5. Учет при определении темы, цели, типа и структуры урока его места
в системе уроков, ключевых, концептуальных идей учебного предмета,
весомость – 0,158.
Параметр № 2: организационный
(весомость – 0,251)
Критерии I порядка
2.1. Способность педагога управлять учебной деятельностью,
объединять
фронтальную, групповую, индивидуальную учебную деятельность, весомость
– 0,197.
2.2. Самостоятельность и практическая направленность деятельности
учеников на уроке, весомость – 0,118.
2.3. Определение типа, структуры, построения урока в соответствии с его
местом в системе уроков, целей и содержания учебного материала;
логическая обусловленность и последовательность этапов урока,
взаимосвязь между ними, весомость – 0,114.
2.4. Отбор и реализация учебного материала в соответствии с выбранным
типом, темы и задач обучения на уроке, весомость – 0,109.
2.5. Обеспечение рациональной организации обратной связи на протяжении
урока, весомость – 0,106.
2.6. Использование гибкой поощрительной системы контроля, оценки и
учета знаний, умений, навыков учеников; использование самооценки,
самоконтроля, взаимооценки, взаимоконтроля, коллективной, групповой
оценки, весомость – 0,097.
2.7. Обеспечение оптимальной нагрузки учеников на протяжении урока с
учетом динамики их трудоспособности, возрастных и индивидуальных
особенностей, весомость – 0,092.
2.8. Способность перестроить урок в зависимости от реакции учеников,
находить варианты продолжения урока, весомость – 0,085.
2.9. Умение учителя включать класс в рабочий режим, привлекать учеников
в активную, разноплановую, полезную деятельность, весомость – 0,083.
Параметр № 3:
дидактический
(весомость – 0,269)
Критерии I порядка
3.1. Рациональность выбора и использование способов формирования у
учеников мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
абстрагирование и т.д.), весомость – 0,142.
3.2. Реализация проблемности в обучении как творческого процесса путем
мобилизации интеллектуальных, физических, эмоциональных сил учеников
при овладении учебным материалом, весомость – 0,136.
3.3. Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учеников,
коррекция учебной деятельности на протяжении урока путем поэтапного
установления обратной связи и сопоставление полученных результатов с
целью, весомость – 0,127.
3.4. Формирование базовых знаний учеников путем планомерного и
осознанного овладения ими понятийного аппарата и основ изучаемой науки,
весомость – 0,102.
3.5. Практическая направленность обучения: опора на жизненный опыт,
находчивость, любознательность учеников, в т.ч. при самостоятельном
овладении новым материалом, весомость – 0,101.
3.6. Дозирование учебной нагрузки учеников на протяжении урока,
весомость – 0,099.
3.7. Использование учителем современных (в т.ч. авторских)
образовательных технологий, методик обучения, весомость – 0,098.
3.8. Формирование у учеников рациональных способов и приемов
учебно-познавательной деятельности, весомость – 0,073.
3.9. Учет при выборе, компоновке и структурировании материала урока
требований учебной программы и стандарта образовательной отрасли,
весомость – 0,064.
3.10. Реализация межпредметных связей, которые отражают многогранность
и единство мира, расширение кругозора, сферы интересов учеников, уровня
общего развития, весомость – 0,058.
Параметр № 4:
психолого-педагогический (весомость – 0,234)
Критерии I порядка
4.1. Сотрудничество и сотворчество (педагогический такт,
умение вести
диалог, культура общения, умение создать ситуацию успеха, умение
владеть собой, культура речи, доброжелательность), весомость – 0,211.
4.2. Учет возрастных, психологических, индивидуальных особенностей
учеников, весомость – 0,207.
4.3. Создание условий для формирования у учеников навыков
самоорганизации, общения, критически оценивать собственную деятельность
и деятельность других, умение сотрудничать, вести диалог и др.,
весомость – 0,203.
4.4. Влияние личности учителя на формирование мировоззрения,
нравственности, гражданственности учеников, весомость – 0,196.
4.5. Создание на уроке благоприятных, комфортных условий обучения,
разумность и рациональность требований к ученикам, весомость – 0,183.
Параметр № 5:
результативный
(весомость – 0,249)
Критерии I порядка
5.1. Полнота усвоения учебного материала (выполнение заданий),
глубина
его понимания, весомость – 0,274.
5.2. Усовершенствование чтения, письма, говорения учеников,
приобретение умений и навыков самостоятельной учебной деятельности,
весомость – 0,266.
5.3. Реализация воспитательного потенциала учебного материала урока,
обеспечение максимально эффективного воспитательного влияния,
весомость – 0,233.
5.4. Достижение (реализация) учителем и учениками поставленных целей и
задач, замысла урока; решение поставленных вопросов и проблем,
весомость – 0,227.