Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

Предметная неделя: время, когда расширяются границы классов и учебных дисциплин!

Попробуем запустить в своей школе генератор педагогических идей!

Школа – один из самых парадоксальных институтов в нашей жизни. Куда там Кэрроллу с его Зазеркальем! Системе, где регламентировано все – продолжительность, количество, последовательность уроков, – где тридцать человек в классе, всерьез рекомендуют личностно-ориентированный подход. С учителя, которому предписан программой каждый шаг, в конце пути требуют совершенно определенного результата. Может, лучше спросить с того, кто сочинял эту пошаговую инструкцию? При тотальной обязательности у подростка ткуда-то должен взяться интерес к тому или иному предмету.
А от выпускника, который одиннадцать лет подряд подчинялся чужой воле, ожидают креативности, свободы, оригинальности мышления…
Одним словом, высоких и прекрасных гуманитарных результатов нужно достигать совершенно квадратно-гнездовым методом. Кстати, его графическим символом может служить школьное расписание: каждый класс, каждая наука «сидит в клетке» своего урока. Мы просто привыкли и не замечаем, потому что «так было всегда». Или притворяемся, имитируя либо процесс, либо результат. Или честно, как сказочная Алиса, пытаемся примирить противоположности, свести их к чему-то приемлемому, найти свой смысл в мире абсурда. В поисках выхода из этой ситуации родилась идея предметных недель. Они позволяют очеловечить учебное пространство, нарушить хоть ненадолго его «квадратность», открыть клетки, в которых были заключены учебные предметы и дети – в зависимости от своего возраста.
Итак, предметная неделя.
Время, когда нарушаются границы и строгие правила, а пошатнувшиеся перегородки дают увидеть новые перспективы. В этой приподнятой, чуть карнавальной атмосфере гораздо легче зарождается интерес к предмету, а лучше – к науке, которую он представляет. Пробуждается понимание своего предназначения. Учитель и ученик – в том, изначальном, свободном значении этих слов – находят друг друга. Однако организовать такое насыщенное, заманчивое пространство гораздо труднее, чем провести урок по методичке. Многое придется придумывать и приспосабливать к традициям своей школы. Но для начала, для того чтобы мысль заработала, можно ознакомиться с придумками коллег, присланных читателями в редакцию и на Фестиваль «Открытый урок». 

Уроки четырех стихий

Зачастую дети равнодушны к наукам из-за того, что не видят совершенно никакой связи этих нудных формул и правил со своей жизнью. Воду, например, кто только не изучает. Химия твердит про «ашдвао», физика – про расширение и сжатие, на географии – воды больше, чем полкарты мира, и все это какая-то разная вода. Вернее, разные рассуждения, о которых совершенно забываешь, когда рассматриваешь снежинку, или умываешься из родника, или смахиваешь каплю пота, карабкаясь по склону. Все эти капли, потоки, волны бесстрастно раскиданы по разным курсам, учебникам, параллелям. Не избежали этой участи и огонь, воздух, земля. Между тем именно стихии, а не просто определения в рамочке окружают нас в жизни.
Об этом напоминает Наталья Коваленко МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», г. Междуреченск.
В этой школе целостное представление о четырех наших могучих соседях стараются дать через интеграцию предметных знаний. Химия, физика, биология, география, ОБЖ, экология больше не отгораживаются друг от друга, а объединяются в стремлении рассказать о каждой стихии. Как и те, кто будет их изучать. Ребята с пятого по выпускной класс организуются в разновозрастные группы, которые в самом начале предметной недели планируют ее, заявляют, что их интересует в этой теме, какие виды работ хотелось бы выполнить.
Каждой стихии посвящается целый день. Шестнадцать творческих разновозрастных групп работают по четырем номинациям («огонь», «воздух», «земля», «вода») в предметах – химия, физика, биология, география.
Они готовят презентацию «своей стихии» с точки зрения того предмета, в котором группа работает, подбирая задания для викторин, пословицы, загадки. Например, группа «земля», работающая в пространстве географии, создает музей минералов; химики готовятся к проведению химического эксперимента в каждой номинации; учитель ОБЖ с пяти-шестиклассниками инсценирует чрезвычайные ситуации и правила поведения во время ЧП.
Не забывают и тех, чьи таланты лежат за пределами естественно-научной области. Художественно одаренные ребята принимают участие в конкурсе рисунков и агитационных плакатов; те, кто увлекается словесностью, подбирают пословицы для каждой номинации.
Одну неделю в Междуреченской школе проводится подготовка, в течение второй ребята соединяют наработанное в единую целостную картину.

Джек-пот по алгебре

Учителя искренне хотят привлечь внимание ребят к преподаваемому предмету, но в выборе инструментов для мотивации школьников они сильно ограничены. И традиционной школьной реальностью, и собственными установками. Например, до массового наступления телевизионных игр было совсем не принято задействовать в качестве мотивации азарт. Возможно, дело в том, что он ассоциируется скорее с казино, а не с академической аудиторией. Если же ставкой будут не деньги, а отметки, то желание испытать удачу, которое принято считать низменным, можно использовать «в мирных целях».
Ольга Сарычева, учитель математики ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1693, г. Москва, предлагает в рамках недели математики поиграть в «Кота в мешке».
Для этого каждый учитель готовит 25–30 задач и лист ответов к ним (чтобы сократить время проверки). Задачи самые разные – логические, на смекалку, старинные, математические ребусы – наклеиваются на цветной картон. У каждого учителя свой цвет. На стенде с планом проведения недели вывешивается указатель цвета – какому учителю нести решение на проверку. Все карточки кладут в специально сшитый мешок. Утром каждый желающий поучаствовать в игре вынимает из мешка (а значит, не глядя) задачу. До конца дня надо сдать решение. Верный ответ приносит участнику 1 балл и жетон в придачу. В конце недели выигранные жетоны (как в настоящем казино) можно обменять на выигрыш: за 4–5 штук получить пятерку по математике. Зато проиграться в пух и прах здесь нельзя: засчитываются только удачи. Почему же игра так называется? Во-первых, участник вынимает задачу наугад, то есть приобретает «кота в мешке». Во-вторых, здесь предусмотрен элемент везения: среди 120–150 карточек есть одна особенная. На ней вместо задачи – изображение кота. Счастливчик, вытащивший его, получает жетон (и 1 балл) без задачи, просто так. Чтобы не обесценивать улыбку фортуны, «кота» можно класть в мешок один раз в день, не больше.
Необходимо напоминать ученикам, что надо сдать карточку с заданием даже в том случае, если решить задачу не удалось – ведь завтра утром мешок снова должен быть полон. Чтобы исключить обмен задачами, можно сразу же фиксировать, кому какая досталась.
Автор игры отмечает, что несмотря на дополнительную нагрузку – составление задач и, главное, проверку, когда вокруг учителя на каждой перемене толпятся пять-шесть человек, – усилия себя оправдывают. А когда неделя математики заканчивается, даже кажется, что чего-то не хватает.

Когда я был крестоносцем

Еще один тип игры, который прямо-таки просится в предметную неделю, на этот раз историческую, – это ролевая игра. Особенно при изучении Средневековья, ведь костюмы, обычаи той эпохи так и манят, располагают к инсценировке. А уж когда вживешься в образ, невозможно не заинтересоваться тем, в каких войнах мог участвовать, как развлекался, зарабатывал, назначал любовные свидания, какие книги читал, как представлял себе Землю и Вселенную.
Елена Орлова, заместитель директора по УВР, учитель истории ГОУ «СОШ № 207», г. Москва, предлагает организовать игру по Средневековью для всей параллели шестых классов и проводить ее в форме рыцарского турнира. Конечно, при подготовке такого красочного события и остальная школа не может остаться в стороне. Желающие помогут с подготовкой декораций, сценария и заданий. Старшеклассники выступают в роли жюри и «массовки», изображая короля, королеву, свиту, менестрелей.
Команды заранее выбирают себе название, готовят костюмы или их элементы, придумывают эмблему, девиз, герб, знамя. Туры, как на турнире, проходят один за другим. Ребята демонстрируют умение сочинять стихи, знание средневековых реалий, как событийных, так и культурных. В каждом туре проигравшие выбывают. В последнем самые стойкие соревнуются, зашифровывая в пантомиму известное историческое событие или высказывание. Соперники должны догадаться, о чем идет речь. В конце объявляется победитель, которого награждает королевская чета.

Мисс грация и Мистер силач

Чаще всего учебный предмет вызывает отторжение у ребят, которые не­успешны в этой области. Да и как может быть иначе? Но необходимость постоянно оценивать результаты, соответствие нормативам, стандартам вынуждает учителя ставить в том числе и двойки. Зато во время предметных недель кнут «неуда» заменяется пряником собственного открытия, преодоления, успеха. В этот короткий период становится возможным следовать известному принципу: сравнивать ребенка с самим собой, оценивать его продвижение. Освободившись от обязанности дотягивать каждого до узаконенной нормы, учитель изобретает номинации, которые позволят каждому быть успешным. И хоть на эти несколько дней избавиться от клейма «неуспевающего по...» …физкультуре, например.
Это только кажется, что без этого предмета академически одаренный ребенок как-нибудь обойдется. Репутация медлительного некоординированного увальня может сильно отравить жизнь. А если выяснится, что этот ребенок самый меткий, или хороший пловец, или замечательно придумывает новые правила, развивающие старую игру, – вырастет и его самооценка, и сверстники изменят свое отношение.
Галина Усманова, МБОУ прогимназия № 2, г.Новосибирск, помня об этом, все время расширяет возможности предметной недели, которая начиналась как просто гимнастическая – младшеклассники выполняли упражнения под музыку. А потом прибавились конкурсы, позволяющие ребятам продемонстрировать самые разные таланты в спортивной и околоспортивной области. Теперь помимо победителей в гимнастике, акробатике среди мальчиков и девочек можно получить приз в номинациях: Мисс грация, Мистер силач, Мисс и Мистер зрительских симпатий, лучший спортивный художник и журналист. Предусмотрена награда и для самого дружного класса.
В результате у ребят меняется отношение к занятиям физкультурой. В самом деле, многие ли из тех взрослых, кто по-черепашьи шагает на лыжах в зимнем парке, плавает после работы в бассейне, катается по окрестностям на велосипеде, стал бы этим заниматься, если бы в конце пути стоял суровый человек с секундомером и заставлял пересдать норматив? А если в меру своих возможностей – то почему бы не попробовать. Подобный подход справедлив не только по отношению к физкультуре, но и, например, к математике.
Это доказал опыт проведения предметных недель МОУ «СОШ № 78» г. Барнаула Алтайского края, где, по словам учителей математики Людмилы Терновой и Галины Щегловой, прежде всего стремятся создать атмосферу праздника, творческой свободы и чувство сообщества.
Настоящим открытием стал тематический «радиомарафон»: на всех переменах по школьному радио сообщаются занимательные факты из истории математики, статистические данные из жизни школы – серьезные и смешные. Ребята с большим воодушевлением готовят эти материалы. Гуманитарии, внося свой вклад, сочиняют сказки и стихи на темы, касающиеся математики, рисуют, создают альбомы.
Малышей приобщают к празднику старшеклассники, которые приходят и рассказывают об истории математических открытий, предлагают занимательные задачи. И самое ценное заключается в том, что на эту роль вызываются далеко не самые успешные в математике ребята. Возможно, побывав в роли наставника, консультанта, они чувствуют себя увереннее, уменьшается отторжение по отношению к этой непростой науке.
Ольга Кулагина, преподаватель физики ГОУ СПО «СМТТ», г.Сызрань, Самарская обл., тоже считает одной из важнейших задач предметной недели раскрепощение тех, кто боится показаться несостоятельным, у кого предмет запущен и вызывает лишь страх. Многие ее студенты давно потеряли интерес к физике. Главным образом потому, считает педагог, что не видят, не понимают связи между реальными явлениями и формулами в учебнике.
Формат предметной недели позволяет работать не на отметку, а ради интереса: почему так происходит? что будет, если?.. Главное – пробудить в ребятах удивление, а за ним последует и познавательный интерес. Вот капля воды и капля сахарного сиропа. У них разный размер и ведут они себя не одинаково. Почему? А если понаблюдать за каплей мыльного раствора?
Подготовка начинается задолго до самого события. Ребята проделывают домашнюю экспериментальную работу по разным разделам физики. Поскольку впереди предстоит доклад на научной, можно сказать, конференции, где придется представить уважаемым коллегам (таким же студентам, которые еще недавно с тоской смотрели на учебник физики) результаты исследования и теоретическое обоснование, отношение к работе меняется. Это ведь совсем не то, что промямлить что-то из учебника на немощную тройку у доски.
Таким образом, в процессе подготовки ребята учатся самостоятельно собирать экспериментальные установки, проводить измерения, сводить результаты изменений в таблицы, делать выводы из эксперимента, объяснять результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций (а значит, залезают в учебник, и не один раз).

Палитра планеты

Опыт Натальи Якобс, МОУ гимназия № 2 «Квантор», г.Коломна, показывает, что выход за привычные и довольно жесткие рамки классно-урочного регламента может приносить неожиданные результаты, о которых даже не мечтали организаторы.
Все началось с того, что традиционную неделю географии решено было провести в форме кинофестиваля «Палитра планеты». К участию пригласили всех: и учителей, и учеников с первого по одиннадцатый класс.
Ведь каждый, кто выходит из дома, становится немножко путешественником. А в последнее время фото- и видеокамеры в поездки берут почти все. Значит, можно обмениваться рассказами о своих личных географических впечатлениях, а не изучать другие страны и регионы лишь по учебнику.
На конкурс представляли любительские фильмы и фотографии с комментарием. Жюри, состоящему из старшеклассников, пришлось нелегко при выборе победителей: один материал был интереснее другого.
А во время награждения всех ожидал еще и сюрприз – выступление гостей. Для них стало неожиданностью, что давно знакомые учителя оказались путешественниками со стажем, а папа одного девятиклассника – настоящим альпинистом, покорявшим «семитысячники» Китая.
Эта встреча была такой эмоционально насыщенной, увлекательной, что участникам не хотелось расходиться. Поэтому взрослые и ребята решили сделать такое общение регулярным – так родилось географическое общество «Робинзоны во Вселенной», со временем объединившее более сорока постоянных членов в возрасте от девяти до семидесяти лет. А фестиваль стал традиционным.

Педагоги-психологи, объединяйтесь!

Мы учим детей взаимодействию, хотим, чтобы они умели работать сообща, обмениваться идеями, вносить свой вклад в общий результат. А сами? Много ли в сегодняшней школе событий, требующих командной работы?
Людям, работающим с детьми, очень важно не вариться месяцами в собственном соку, и особенно актуально это в сельских районах. Это в большом городе до соседней школы десять минут на автобусе, а то и пешком. И все равно профессиональные встречи носят чаще формальный характер. Сельской же школе нужен особый повод, чтобы отправить своих педагогов на встречу с коллегами.
Татьяна Ледяева,  Татьяна  Лященко, Зинаида Долгова, Татьяна Симакова, педагоги-психологи школ Майминского района, Республика Алтай, решили, что неделя психологии может стать хорошим поводом для сетевого взаимодействия. В районе 16 школ, отдаленных друг от друга на десятки километров, и лишь в десяти из них работают педагоги-психологи. Зато районное методическое объединение вынуждено работать так, чтобы все школы могли получать психологическую поддержку. Вот и предметную неделю проводили сообща. Затраты сил от каждого психолога сокращаются, а возможности увеличиваются, ведь можно распределить подбор материала, организационные заботы, да и обсуждение становится более содержательным. Кстати, и ребята из разных школ получают возможность взаимодействия во время общих акций и событий.
В МОУ СОШ № 4 г.Мегион, ХМАО, Тюменская обл., неделя психологии тоже стала поводом для объединения, только не профессионального. Школа, которая в другое время часто служит подом для конфликтов между детьми, родителями и учителями, на неделю становится местом доброжелательной встречи и понимания.
Педагоги-психологи Елена Кучеренко, Наталья Гладкова, Наталья Мельникова выстраивают работу так, чтобы и у взрослых, и у ребят была возможность рассказать о своих переживаниях и научиться видеть психологическое состояние другого. 

Подготовила Елена КУЦЕНКО

Рейтинг@Mail.ru