Когда учитель начинает работать по запросам Ученика
Тогда становится возможным организовать в одном классе обучение на трех уровнях сложности
По школьным приметам настоящий учебный год – только до 8 марта, а
дальше под горку: каникулы, и май, милый май! Торопим время,
нетерпеливо бежим за горизонт – от событий, ситуаций, которые все
труднее понимать, в которых все труднее удерживать свою позицию, но
которые ни смахнуть, ни отбросить. Всего сложнее дается
принять отношение к себе как к неодушевленному предмету. Туда ходи,
сюда не ходи – пешкой жертвуют, с пешкой не считаются.
Не потому ли сложно, что интуитивно мы знаем: реальные изменения
зависят от нас, а не от внешних решений. Об этом мы разговариваем с
Юрием МАКАРОВЫМ, заслуженным учителем РФ, разработчиком системы
индивидуализированного обучения.
– Вы ведете семинары в
разных уголках страны, как приживаются идеи разработчиков стандартов
старшей школы на местах?
– Какие будут предметы, сколько их – не это важно, а то, что ученик
сможет сам выбрать для себя предметы и уровень, на котором будет
изучать их. Это заслуживает самой высокой оценки. Другое дело – как
идея выбора будет реализовываться. Ведь организовать учебный процесс
под трехуровневую подготовку по разным предметам очень непросто. Я уже
наблюдаю, какие управленческие решения по новым образовательным
стандартам в 10–11 классах предлагаются на местах сегодня.
В крупных областных городах, например, выход видят в специализации
школ. Этот выход лежит на поверхности: в основной массе средних школ
вести обучение на интегрированном или базовом уровне, как вариант – на
том и другом. А обучение на профильном уровне осуществлять в
продвинутых школах, гимназиях и лицеях.
В районных городах, где численность школ 15–20, предполагается открытие
Школ для старшеклассников, и процесс уже пошел: оставляют несколько
школ для обучения старшеклассников на интегрированном и базовом
уровнях, а продвинутые дети пойдут в Школу для старшеклассников.
Сельские же средние школы, о которых разработчики стандартов не
вспомнили вообще, но которых у нас больше половины, предлагается
перевести в основные, а учеников старших классов поселить в интернаты.
– Это если бы ученики
были кубиками, то раскладывать их по коробкам было бы совершенно
естественно, однако они люди!
– Прежде всего – люди, и простые решения не годятся: опять деление по
интеллекту, отбор, перевод. Опять пренебрежение насущными потребностями
ребенка, нарушение прав и просто травмирующие психику ситуации. То есть
слова об организации выбора уровней образования могут породить еще
больший произвол. Смотрите: забирая наиболее талантливых детей из
классов, из школ, мы тем самым понижаем интеллектуальный уровень
оставшихся, это ясно как день на примере создания классов коррекции и
классов-лидеров. Второе: тасовать детей, как карты в колоде, просто
неприлично: и школа не любит новеньких, но и дети категорически не
хотят менять среду. Ради этого многие предпочитают отказаться от
преимуществ лучшего образования. Я разговаривал со многими директорами
школ, статус которых был понижен, и они в один голос говорят о том, что
ученики, которых лишили права учиться в своей школе, идут куда угодно –
в колледжи, в ПТУ, на курсы, но только не в чужую школу. Ну и,
разумеется, финансирование перетекает в Школу для старшеклассников,
утекая из «неполноценных» школ. Главное, все это уже реализуется, есть
районы, где осталась одна средняя школа на всю округу в 300 км. А ввиду
российского бездорожья, бедности населения и холодного климата дети
живут в интернате месяцами…
– Понятно, это
оптимизация: денежный знак, купюра – важнейший из всех культурных
знаков. Остальное ложь, ложь и втирание обществу «розовых очков» о
доступности образования, о свободе выбора. А у вас есть другие идеи?
– С узурпацией чиновниками не принадлежащих им прав, по-моему, мало кто
готов смириться. И в педагогической среде людей, готовых осознанно
действовать, много. Это, в частности, учителя, разделяющие идею
индивидуализированного обучения, ваша газета о нем писала. Но сейчас,
по-моему, открываются его новые достоинства: не надо никого делить,
куда-то свозить, зависеть от наполняемости классов. Ведь если суть
обучения не передача знаний от учителя ученику, а системная
самостоятельная работа учеников под руководством и с помощью учителя,
возможны как разновозрастные классы с одним учителем в центре
(маленькая школа), так и группы погружения в предмет на целый день
(профильный уровень в обычной школе с привлечением классного
специалиста). У нас накоплен большой опыт обучения учеников в одном
классе на трех уровнях. Дети сами выбирают уровень и получают набор
заданий к нему, причем это право есть у каждого на каждом уроке, другое
дело – все мы до сих пор в стандартных классах, у всех у нас в
расписании урок.
– По-вашему получается,
хорошие педагогические условия для детей достигаются за счет осложнения
жизни учителя на уроке?
– Не только на уроке, но и при подготовке. Как только учитель начинает
работать на ученика, по его запросам, он обнаруживает первую проблему:
учебники. Они по большей части нечитаемы, их дидактическое обеспечение
критически недостаточное. А непрерывная, ничем не обоснованная смена
учебников – вещь катастрофическая, учебник не может быть однодневкой,
это материальный носитель знаний. Поэтому первая заповедь учителя
индивидуализированного обучения – поиск, подбор и создание
разноуровневых дидактических материалов по своему предмету. Наши
учителя, соблюдая определенные принципы, сами создают если не пособия,
то отдельные разделы и уроки и по желанию размещают тут:
www.makarov-tio.ru/, в разделе «Обмен опытом».
Вторая проблема – 15 лет назад она была первой – обратная связь с
каждым учеником. Сегодня компьютер взял на себя контролирующую функцию,
новосибирские программисты создали для нас 8 000 программ, и
все учителя проходят обучение, все дети проверяют себя сами на каждом
уроке, а у учителя остается время для частного разговора с ребенком. И
у всех возникает чувство удовлетворенности. Ведь правда: нет учителя,
который не хотел бы приложить все силы, чтобы у него «получилось». Я
думаю, этому и надо содействовать, а не рубить все живое на корню.
Беседовала Людмила КОЖУРИНА