Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

Когда учитель начинает работать по запросам Ученика

Тогда становится возможным организовать в одном классе обучение на трех уровнях сложности

По школьным приметам настоящий учебный год – только до 8 марта, а дальше под горку: каникулы, и май, милый май! Торопим время, нетерпеливо бежим за горизонт – от событий, ситуаций, которые все труднее понимать, в которых все труднее удерживать свою позицию, но которые ни смахнуть, ни отбросить.  Всего сложнее дается принять отношение к себе как к неодушевленному предмету. Туда ходи, сюда не ходи – пешкой жертвуют, с пешкой не считаются.
Не потому ли сложно, что интуитивно мы знаем: реальные изменения зависят от нас, а не от внешних решений. Об этом мы разговариваем с Юрием МАКАРОВЫМ, заслуженным учителем РФ, разработчиком системы индивидуализированного обучения.

Вы ведете семинары в разных уголках страны, как приживаются идеи разработчиков стандартов старшей школы на местах?
– Какие будут предметы, сколько их – не это важно, а то, что ученик сможет сам выбрать для себя предметы и уровень, на котором будет изучать их. Это заслуживает самой высокой оценки. Другое дело – как идея выбора будет реализовываться. Ведь организовать учебный процесс под трехуровневую подготовку по разным предметам очень непросто. Я уже наблюдаю, какие управленческие решения по новым образовательным стандартам в 10–11 классах предлагаются на местах сегодня.
В крупных областных городах, например, выход видят в специализации школ. Этот выход лежит на поверхности: в основной массе средних школ вести обучение на интегрированном или базовом уровне, как вариант – на том и другом. А обучение на профильном уровне осуществлять в продвинутых школах, гимназиях и лицеях.
В районных городах, где численность школ 15–20, предполагается открытие Школ для старшеклассников, и процесс уже пошел: оставляют несколько школ для обучения старшеклассников на интегрированном и базовом уровнях, а продвинутые дети пойдут в Школу для старшеклассников.
Сельские же средние школы, о которых разработчики стандартов не вспомнили вообще, но которых у нас больше половины, предлагается перевести в основные, а учеников старших классов поселить в интернаты.
Это если бы ученики были кубиками, то раскладывать их по коробкам было бы совершенно естественно, однако они люди!
– Прежде всего – люди, и простые решения не годятся: опять деление по интеллекту, отбор, перевод. Опять пренебрежение насущными потребностями ребенка, нарушение прав и просто травмирующие психику ситуации. То есть слова об организации выбора уровней образования могут породить еще больший произвол. Смотрите: забирая наиболее талантливых детей из классов, из школ, мы тем самым понижаем интеллектуальный уровень оставшихся, это ясно как день на примере создания классов коррекции и классов-лидеров. Второе: тасовать детей, как карты в колоде, просто неприлично: и школа не любит новеньких, но и дети категорически не хотят менять среду. Ради этого многие предпочитают отказаться от преимуществ лучшего образования. Я разговаривал со многими директорами школ, статус которых был понижен, и они в один голос говорят о том, что ученики, которых лишили права учиться в своей школе, идут куда угодно – в колледжи, в ПТУ, на курсы, но только не в чужую школу. Ну и, разумеется, финансирование перетекает в Школу для старшеклассников, утекая из «неполноценных» школ. Главное, все это уже реализуется, есть районы, где осталась одна средняя школа на всю округу в 300 км. А ввиду российского бездорожья, бедности населения и холодного климата дети живут в интернате месяцами…
Понятно, это оптимизация: денежный знак, купюра – важнейший из всех культурных знаков. Остальное ложь, ложь и втирание обществу «розовых очков» о доступности образования, о свободе выбора. А у вас есть другие идеи?
– С узурпацией чиновниками не принадлежащих им прав, по-моему, мало кто готов смириться. И в педагогической среде людей, готовых осознанно действовать, много. Это, в частности, учителя, разделяющие идею индивидуализированного обучения, ваша газета о нем писала. Но сейчас, по-моему, открываются его новые достоинства: не надо никого делить, куда-то свозить, зависеть от наполняемости классов. Ведь если суть обучения не передача знаний от учителя ученику, а системная самостоятельная работа учеников под руководством и с помощью учителя, возможны как разновозрастные классы с одним учителем в центре (маленькая школа), так и группы погружения в предмет на целый день (профильный уровень в обычной школе с привлечением классного специалиста). У нас накоплен большой опыт обучения учеников в одном классе на трех уровнях. Дети сами выбирают уровень и получают набор заданий к нему, причем это право есть у каждого на каждом уроке, другое дело – все мы до сих пор в стандартных классах, у всех у нас в расписании урок.
По-вашему получается, хорошие педагогические условия для детей достигаются за счет осложнения жизни учителя на уроке?
– Не только на уроке, но и при подготовке. Как только учитель начинает работать на ученика, по его запросам, он обнаруживает первую проблему: учебники. Они по большей части нечитаемы, их дидактическое обеспечение критически недостаточное. А непрерывная, ничем не обоснованная смена учебников – вещь катастрофическая, учебник не может быть однодневкой, это материальный носитель знаний. Поэтому первая заповедь учителя индивидуализированного обучения – поиск, подбор и создание разноуровневых дидактических материалов по своему предмету. Наши учителя, соблюдая определенные принципы, сами создают если не пособия, то отдельные разделы и уроки и по желанию размещают тут: www.makarov-tio.ru/, в разделе «Обмен опытом».
Вторая проблема – 15 лет назад она была первой – обратная связь с каждым учеником. Сегодня компьютер взял на себя контролирующую функцию, новосибирские программисты создали для нас 8 000 программ, и все учителя проходят обучение, все дети проверяют себя сами на каждом уроке, а у учителя остается время для частного разговора с ребенком. И у всех возникает чувство удовлетворенности. Ведь правда: нет учителя, который не хотел бы приложить все силы, чтобы у него «получилось». Я думаю, этому и надо содействовать, а не рубить все живое на корню.

Беседовала Людмила КОЖУРИНА 

Рейтинг@Mail.ru