Вместо «образовательной системы» – «система учебников»
Вариативность провозглашена, но...
Уже полным ходом идет заказ школами учебников на будущий год, а
Федеральный перечень на 2011–2012 гг. только что опубликовали. С одной
стороны, ничего особенного, региональные чиновники как обязывали школы
выбирать те учебники, которые им «рекомендованы» крупными
издательствами, так и обязывают, им закон не писан. Но с другой – уже с
1 сентября на новый ФГОС начального общего образования переходят все 1
классы страны, а этот стандарт построен на идеях деятельностного
подхода, значит... впрочем, логика тут бессильна. Мы получили письмо:
«Не абсурд ли –
выстроить стандарт на теории В.В.Давыдова и вычеркнуть из перечня
учебники, по которым работают тысячи учителей развивающего обучения! В
перечень не попал ни один учебник математики системы
Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова! При том что образовательная система РО
официально существует многие годы и уже подтверждено исследованиями:
она формирует компетенции, которые проверяют международные
исследования. По этому параметру учебники РО поставлены в пример
другим. Спрашивается, из какой аргументации исходят чиновники, выбирая
достойные и недостойные учебники? И что теперь делать учителям РО –
преподавать из-под полы, как 30 лет назад?»
Алексей Воронцов, председатель правления Международной ассоциации
«Развивающее обучение», председатель комиссии по дошкольному, общему и
дополнительному образованию Общественной палаты по образованию города
Москвы, кандидат педагогических наук, отвечает на вопросы так:
– Действительно, начальное образование – та ступень, где по результатам
международных исследований Россия среди первых. И многие авторитетные
эксперты одной из причин этого успеха называют вариативность программ и
учебников начального образования, а она, как известно, следствие
развития разных образовательных систем: традиционной образовательной
системы Л.В.Занкова, образовательной системы Д.Б.Эльконина –
В.В.Давыдова. И концепция нового стандарта провозглашает вариативность
как особую задачу, механизм саморазвития – это принципиальная
установка. Но то, что сейчас происходит с учебниками – а они
пока все-таки главный носитель содержания образования в
школе, – уничтожает идею выбора программ начального
образования, лишает педагога свободы выбора, возвращает обратно, в
сугубо исполнительскую позицию.
В новом перечне нет понятия «образовательная система», есть «система
учебников» – таким образом, в «системах» оказались комплекты
издательств, просто имеющих набор учебников по всем без исключения
предметам. «Систем» в перечне четыре, две из них – продукт издательства
«Просвещение». Совершенно ясно: как только будет разрушена
содержательная конкуренция педагогических подходов, технологий,
методов, произойдет общий откат уровня начального образования.