СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Город манит сельских выпускниц...
..больше, чем выпускников
О результатах международного сравнительного исследования
проблем и перспектив сельского образования в странах с переходной
экономикой мы рассказывали в №3 и 4. Сегодня мы завершаем публикацию.
Проанализировав данные соцопросов в четырех регионах РФ, исследователи
установили: на выбор образовательной стратегии сельских школьников не
влияют: наличие недвижимости или бизнеса у родителей, укорененность
семьи в селе, семейные традиции, религиозность и национальность
родителей, наличие в семье братьев и сестер.
80% сельских выпускников выбирают учебу в вузе и переезд в город.
Остался вопрос: отличаются ли образовательные стратегии сельских юношей
и девушек?
Выяснилось, что стратегию «ПТУ или техникум – село» выбирают, как
правило, юноши с низкой и очень низкой успеваемостью.
Об этом заявили 20% выпускников из Ульяновской области, 17% – из
Московской области, 15% – из Республики Саха, 13% – из Алтайского края.
Социологи отметили: как только старшеклассник подтягивает отметки, его
жизненные планы радикально меняются.
Неуспевающие девушки в селе не остаются. В обследованных регионах
социологи обнаружили от 4 до 6% девочек, решивших жить и работать в
селе. Подавляющее большинство сельских школьниц, какова бы ни была их
успеваемость, предпочитают перебраться в город.
Типичные представительницы стратегии «город–вуз–городская жизнь» – это
прилежные выпускницы сельских школ, хорошистки или отличницы. У
родителей этих амбициозных девушек нет в селе ни бизнеса, ни
недвижимости. Возможно, именно поэтому сельские отличницы надеются
реализовать свои мечты в городе.
Результаты исследования комментирует старший научный сотрудник
Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических
обществ НИУ-ВШЭ Анна Красилова:
– Группа девочек-хорошисток и отличниц происходит, как правило, из
благополучных сельских семей. Только 7% родителей этих девочек заявили,
что находятся в разводе. 30% родителей выпускниц – служащие, треть их
матерей имеют высшее образование. 16% опрошенных девочек заявили, что
хотят стать врачами. Их семьи чаще всего не имеют собственного бизнеса
в селе, зато почти у двух третей из них есть родственники с квартирой в
городе. Среди отцов этих девочек больше «маятниковых мигрантов»,
которые периодически работают в городе, а потом возвращаются в село.
50% родителей успешных выпускниц высказали готовность платить и за
обучение, и за проживание в городе своих дочерей. Сельские отличницы,
как правило, уверены в себе: половина из них готовятся к поступлению в
вуз самостоятельно. Эти девочки не считают, что городская жизнь опасна.
Они чаще мальчиков заявляют, что в городе «много развлечений, а в селе
скучно». Так ответили 70% этой группы!
Иная ситуация с плохо успевающими мальчиками, которые захотели остаться
в селе. Эти выпускники предпочитают профессию слесаря или водителя.
Больше половины их родителей занимаются физическим трудом. Средний
доход семей этих мальчиков – не более 9 тысяч рублей на человека. 56%
заявили, что испытывают материальные трудности (им трудно покупать даже
одежду). Треть мам и пап сообщили, что не готовы на расходы ради
высшего образования своих сыновей.
Интересно, что 62% плохо успевающих мальчиков (и только 22%
девочек-отличниц) заявили о важности «следования семейным традициям».
Нам не удалось проверить, насколько искренним было это утверждение.
Может быть, поняв, что не удается поступить в городские вузы, двоечники
попытались подвести жизненную философию под то, что их сверстники
единодушно считают неудачей?