Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2011
Первая тетрадь
Политика образования

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Кириллова Светлана

Город манит сельских выпускниц...

..больше, чем выпускников

О результатах международного сравнительного исследования проблем и перспектив сельского образования в странах с переходной экономикой мы рассказывали в №3 и 4. Сегодня мы завершаем публикацию.

Проанализировав данные соцопросов в четырех регионах РФ, исследователи установили: на выбор образовательной стратегии сельских школьников не влияют: наличие недвижимости или бизнеса у родителей, укорененность семьи в селе, семейные традиции, религиозность и национальность родителей, наличие в семье братьев и сестер.
80% сельских выпускников выбирают учебу в вузе и переезд в город. Остался вопрос: отличаются ли образовательные стратегии сельских юношей и девушек?
Выяснилось, что стратегию «ПТУ или техникум – село» выбирают, как правило, юноши с низкой и очень низкой успеваемостью.
Об этом заявили 20% выпускников из Ульяновской области, 17% – из Московской области, 15% – из Республики Саха, 13% – из Алтайского края.
Социологи отметили: как только старшеклассник подтягивает отметки, его жизненные планы радикально меняются.
Неуспевающие девушки в селе не остаются. В обследованных регионах социологи обнаружили от 4 до 6% девочек, решивших жить и работать в селе. Подавляющее большинство сельских школьниц, какова бы ни была их успеваемость, предпочитают перебраться в город.
Типичные представительницы стратегии «город–вуз–городская жизнь» – это прилежные выпускницы сельских школ, хорошистки или отличницы. У родителей этих амбициозных девушек нет в селе ни бизнеса, ни недвижимости. Возможно, именно поэтому сельские отличницы надеются реализовать свои мечты в городе.
Результаты исследования комментирует старший научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ-ВШЭ Анна Красилова:
– Группа девочек-хорошисток и отличниц происходит, как правило, из благополучных сельских семей. Только 7% родителей этих девочек заявили, что находятся в разводе. 30% родителей выпускниц – служащие, треть их матерей имеют высшее образование. 16% опрошенных девочек заявили, что хотят стать врачами. Их семьи чаще всего не имеют собственного бизнеса в селе, зато почти у двух третей из них есть родственники с квартирой в городе. Среди отцов этих девочек больше «маятниковых мигрантов», которые периодически работают в городе, а потом возвращаются в село. 50% родителей успешных выпускниц высказали готовность платить и за обучение, и за проживание в городе своих дочерей. Сельские отличницы, как правило, уверены в себе: половина из них готовятся к поступлению в вуз самостоятельно. Эти девочки не считают, что городская жизнь опасна. Они чаще мальчиков заявляют, что в городе «много развлечений, а в селе скучно». Так ответили 70% этой группы!
Иная ситуация с плохо успевающими мальчиками, которые захотели остаться в селе. Эти выпускники предпочитают профессию слесаря или водителя. Больше половины их родителей занимаются физическим трудом. Средний доход семей этих мальчиков – не более 9 тысяч рублей на человека. 56% заявили, что испытывают материальные трудности (им трудно покупать даже одежду). Треть мам и пап сообщили, что не готовы на расходы ради высшего образования своих сыновей.
Интересно, что 62% плохо успевающих мальчиков (и только 22% девочек-отличниц) заявили о важности «следования семейным традициям». Нам не удалось проверить, насколько искренним было это утверждение. Может быть, поняв, что не удается поступить в городские вузы, двоечники попытались подвести жизненную философию под то, что их сверстники единодушно считают неудачей?

Рейтинг@Mail.ru