Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Третья тетрадь
Детный мир

В НАШЕМ КЛАССЕ


Серафимов Иван

Из этих зол невозможно выбрать меньшее...

Проработавшие много лет учителя, воспитатели, педагоги интернатов обес­кураженно качают иногда головой, видя, как родители обращаются со своим ребенком, как говорят о его учебных успехах и проблемах. Здесь бывает две крайности: самозабвенное обожание и целенаправленная суровость. И из этих зол невозможно выбрать худшее.
Первый тип родителей чаще всего представляют мамы, например, женщины, в одиночку растящие сына или дочь. Они буквально душат обожаемое дитя своей опекой: ребенок, привыкший быть «центром вселенной», не умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать свои достоинства и недостатки. У него просто не было шанса этому научиться. Попадая в любую иную среду – детский сад, школу, спортивную секцию, – такой залюбленный ребенок сначала испытывает культурный шок оттого, что перестает быть VIP-персоной, а потом и вовсе может стать изгоем, не умея найти (завоевать) свою нишу в ребячьем сообществе.
Кроме того, на него постоянно давит груз маминых ожиданий и ответственности за то, что она «всю себя отдавала ребенку». Даже если подобные слова не произносятся вслух. Дети очень легко считывают родительские устремления и настрой. Чувствуя, что он «должен оправдать надежды», школьник скорее всего будет учиться хуже своих возможностей, ведь боязнь ошибиться сковывает его внимание, сообразительность и творчество. Почти неминуемо это приводит к тому, что страдающая и возмущенная мама идет выяснять отношения в школу, ребенок уже к младшему подростковому возрасту начинает стыдиться этих сцен. Одним словом, печальная картина. И ведь не скажешь такой маме, что лучше бы она жила нормальной, не жертвенной жизнью и сама постаралась быть счастливой, а своей эгоистичной и слепой любовью она отравила ребенку все детство, а может быть, и дальнейшую жизнь.
Впрочем, родители, стремящиеся железной рукой подготовить своего отпрыска к будущим трудностям, тоже не очень склонны к диалогу с педагогом. В ответ на все увещевания быть с ребенком помягче, хотя бы не унижать его и отказаться от рукоприкладства часто можно услышать что-нибудь вроде: «А содержать его, когда он не поступит в институт и не сможет найти работу, вы будете?»
В этом риторическом вопросе помимо сарказма можно расслышать и собственную тоску взрослого от жизненных невзгод, и усталость от вечной борьбы за существование, и отголосок уже привычных ссор с ребенком. И самое главное, страх того, что он вырастет неудачником. А значит, несостоятельными будут считаться и его родители. В эту ловушку тоже часто попадают мамы-одиночки, особенно растящие сыновей: стараются удерживать в семье и мужскую позицию. И ведь тоже делают это из любви, из лучших намерений. И все как-то несуразно выходит.
Глупо, конечно, сожалеть, что нет специальных курсов, как правильно любить ребенка. Но надеяться, что родительская любовь сама найдет оптимальное русло, тоже не приходится. Любой учитель в этом убеждался много раз, в том числе и на своем родительском опыте.

Рейтинг@Mail.ru