В НАШЕМ КЛАССЕ
Из этих зол невозможно выбрать меньшее...
Проработавшие много лет учителя, воспитатели, педагоги интернатов
обескураженно качают иногда головой, видя, как родители обращаются со
своим ребенком, как говорят о его учебных успехах и проблемах. Здесь
бывает две крайности: самозабвенное обожание и целенаправленная
суровость. И из этих зол невозможно выбрать худшее.
Первый тип родителей чаще всего представляют мамы, например, женщины, в
одиночку растящие сына или дочь. Они буквально душат обожаемое дитя
своей опекой: ребенок, привыкший быть «центром вселенной», не умеет
адекватно общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать свои
достоинства и недостатки. У него просто не было шанса этому научиться.
Попадая в любую иную среду – детский сад, школу, спортивную
секцию, – такой залюбленный ребенок сначала испытывает
культурный шок оттого, что перестает быть VIP-персоной, а потом и вовсе
может стать изгоем, не умея найти (завоевать) свою нишу в ребячьем
сообществе.
Кроме того, на него постоянно давит груз маминых ожиданий и
ответственности за то, что она «всю себя отдавала ребенку». Даже если
подобные слова не произносятся вслух. Дети очень легко считывают
родительские устремления и настрой. Чувствуя, что он «должен оправдать
надежды», школьник скорее всего будет учиться хуже своих возможностей,
ведь боязнь ошибиться сковывает его внимание, сообразительность и
творчество. Почти неминуемо это приводит к тому, что страдающая и
возмущенная мама идет выяснять отношения в школу, ребенок уже к
младшему подростковому возрасту начинает стыдиться этих сцен. Одним
словом, печальная картина. И ведь не скажешь такой маме, что лучше бы
она жила нормальной, не жертвенной жизнью и сама постаралась быть
счастливой, а своей эгоистичной и слепой любовью она отравила ребенку
все детство, а может быть, и дальнейшую жизнь.
Впрочем, родители, стремящиеся железной рукой подготовить своего
отпрыска к будущим трудностям, тоже не очень склонны к диалогу с
педагогом. В ответ на все увещевания быть с ребенком помягче, хотя бы
не унижать его и отказаться от рукоприкладства часто можно услышать
что-нибудь вроде: «А содержать его, когда он не поступит в институт и
не сможет найти работу, вы будете?»
В этом риторическом вопросе помимо сарказма можно расслышать и
собственную тоску взрослого от жизненных невзгод, и усталость от вечной
борьбы за существование, и отголосок уже привычных ссор с ребенком. И
самое главное, страх того, что он вырастет неудачником. А значит,
несостоятельными будут считаться и его родители. В эту ловушку тоже
часто попадают мамы-одиночки, особенно растящие сыновей: стараются
удерживать в семье и мужскую позицию. И ведь тоже делают это из любви,
из лучших намерений. И все как-то несуразно выходит.
Глупо, конечно, сожалеть, что нет специальных курсов, как правильно
любить ребенка. Но надеяться, что родительская любовь сама найдет
оптимальное русло, тоже не приходится. Любой учитель в этом убеждался
много раз, в том числе и на своем родительском опыте.