В НАШЕМ КЛАССЕ
Диагностика родительской любви
С каким опытом отношений ребенок приходит в школу?
Трудно представить себе родителей, которые в ответ на вопрос
«Любите ли вы своего ребенка?» сказали бы: «Нет». Но до чего же
причудливые формы принимает подчас это чувство…
От обожания до неприятия
Первое, что определяет особенности семейного воспитания, –
отношение
родителей к ребенку. Обычно рассматривают три вида отношений:
безусловную любовь, обусловленную любовь и неприятие ребенка.
Безусловная любовь. Она
просвечивает уже в записке счастливого молодого папы жене в роддом:
«Здравствуй, моя любимая! Как Стасик? На кого похож? Должно быть, на
тебя. Все за тебя рады…» Стасика уже все любят, потому что он есть. И
родителям на самом деле не важно, на кого он похож. И ребенок
чувствует: я любим за то, что я есть. Или, что более точно: я любим,
потому что это я. Такая любовь становится основой психологического
здоровья и развития ребенка.
Обусловленная любовь
– «не гарантированное» чувство, его нужно заслужить. Родители «любят»
своего ребенка только тогда, когда он их устраивает своим поведением,
соответствует их требованиям. «Заслуженная» любовь всегда оставляет
горькое чувство, что ты не любим сам по себе, а лишь постольку,
поскольку приятен, нужен. Что ты в конечном счете не любим вовсе, а
используем.
Неприятие ребенка.
Представим: «случайная» беременность, женщина решила ребенка сохранить,
на что-то надеялась... Потом повстречала другого, вышла замуж, родила
ребенка. Нет, новый муж мальчика не обижает, но отцом себя не чувствует
и заниматься им не хочет. А она ежедневно видит «напоминание об
ошибке». Неприятие ребенка может появиться и позднее, когда ребенок
подрос: склонности сына или дочери не отвечают выбранному для них
родителями жизненному пути; внешние данные не соответствуют подаваемым
в детстве надеждам; выросший без отца ребенок вдруг становится на него
похожим, чем раздражает мать.
На первый взгляд безусловная любовь выглядит наиболее привлекательной и
правильной. Однако уже в дошкольном возрасте некоторые дети начинают
«эксплуатировать» родительскую любовь, чувствуя безнаказанность своих
поступков (любящие родители решат проблемы, помогут, а любить не
перестанут). В родительском отношении должна присутствовать и
безусловная, и обусловленная любовь. Такое сочетание дает ребенку
чувство защищенности и любви, но оставляет место и для развития чувств.
Поэтому можно говорить о разумной любви, дающей ребенку эмоциональное
тепло и исключающей эгоизм, предполагающей установление близких,
доверительных отношений, взаимную поддержку и заботу.
Стиль общения в семье
Второе, что определяет особенности семейного воспитания, – его
стиль.
Сегодня существует множество классификаций стилей родительского
поведения.
Наиболее позитивным для развития личности ребенка считается
демократический. Он базируется на безусловной любви. Родители не просто
уделяют ребенку время, а наполняют его содержанием. Потребности ребенка
удовлетворяются в разумных пределах, то есть родители «не снимают с
себя последнюю рубашку» ради мимолетного желания ребенка.
При таком стиле воспитания родители ценят возможность вместе почитать
книгу, посмотреть фильмы и спектакли, пойти в музей. Определяющим
становится эмоциональный компонент этого общения. В семье интересуются
и школьной жизнью ребенка, и его дополнительным образованием. По данным
исследований, родители хорошо успевающих детей реалистично представляют
их возможности и не сомневаются в успешности их будущей карьеры. Дети
чувствуют себя любимыми и желанными, но при этом осознают границы
дозволенного: устанавливается определенная система требований,
соответствующая возрастным возможностям ребенка.
Существует и система запретов, связанная с определенными возрастными
периодами. Безусловно, родители контролируют ребенка, но контроль
нежесткий. При эмоционально близких отношениях система наказаний носит
эмоциональный характер: отрицательная оценка поступка, интонация
голоса, сдержанное общение.
Порой родители проявляют чрезмерную заботу о детях, это гиперопека.
Любящие родители стремятся оградить дитя от ошибок, от внешнего
влияния, контролируют каждый шаг, применяют многочисленные запреты и
ограничения.
С обусловленной любовью связан такой стиль воспитания, при котором
ребенку предъявляют повышенную моральную ответственность –
гиперсоциализация: ты должен! От ребенка родители ждут высоких успехов
и достижений. Так они воплощают в жизнь свои несбывшиеся планы.
Например, отец и мать учились в обыкновенной школе, познакомились и
поженились, учась в институте. Потом у отца появился свой бизнес, мать
стала домохозяйкой. Старший сын пошел в 1 класс школы с углубленным
изучением английского языка, одновременно стал заниматься горными
лыжами, конным спортом и плаванием. При этом отца интересовали только
результаты. Ребенок стал тревожным, а в конце учебного года на коже
появились красные высыпания.
Высокие требования, система запретов, жесткий контроль, наказание –
признаки авторитарного стиля воспитания, связанного с обусловленной
любовью или неприятием ребенка. Придерживаясь такой системы воспитания,
родители не считаются с интересами ребенка, не учитывают его характер.
Не проявляют гибкости при изменении ситуации. Ребенок становится
зависимым, слабовольным, иногда агрессивным.
Обусловленная любовь является базовой и для такого стиля воспитания,
как гипоопека. Ее крайний вариант – безнадзорность. Ребенок растет сам
по себе: ни требований, ни контроля, ни внимания со стороны родителей.
В современном обществе встречается гипоопека, описанная в прошлом веке
в Австрии как «воспитание по типу кронпринца». В обеспеченных семьях,
где отец занят бизнесом, а мать – собой (или оба родителя заняты
бизнесом), воспитанием ребенка занимается няня или гувернантка.
Родители, имея хороший доход, покупают ребенку очень дорогие игрушки,
поездки за границу, развлечения, разрешая делать все, что он хочет.
Такое воспитание не формирует навыков жизни, ведет к социальной
дезадаптации. Так, например, в пятый класс общеобразовательной школы из
частной школы перевели мальчика. С самого рождения его воспитывали
няни. Отец и мать успешно занимались бизнесом. У мальчика было все,
даже свой BMW, который, правда, ему не разрешали водить. Все остальное
– можно. В какой-то момент мать ушла с работы, решила сама заниматься
ребенком, но столкнулась с массой проблем: мальчик ее не воспринимал;
переход из «тепличных условий» частной школы тяжело сказался на
психике. Далее было обращение к врачу.
Неприятие ребенка, демонстрация эмоциональной холодности, высокие
требования, жесткая система запретов, контроля и наказаний способствуют
воспитанию неудачника. Эмоциональное отвержение развивает в ребенке
черты, мешающие адаптации в окружающем мире. Например, вторую дочь мать
не взяла из роддома (отец был в долговременной командировке), девочку
домой принес дядя – брат отца. Уже будучи взрослой женщиной,
она с горечью вспоминала разницу в отношении со стороны матери и
бабушки к сестре и к себе: «Меня никогда не хвалили, но и не
наказывали»; «Ее кормили кашей день и ночь, а часть каши посыпали
тертым шоколадом»; «У меня никогда не было нового платья»; «С ней мама
ездила отдыхать в санаторий, а меня отправляли в лагерь». Отца, который
вскоре умер, она видела крайне редко, очень любила и идеализировала.
Возможно, была какая-то причина, по которой старшего ребенка возили в
санаторий. И очень часто младшие дети донашивают одежду за старшими. И
шоколад маленьким детям не дают. Но самое страшное, что ребенок
чувствовал себя чужим. В дальнейшем ее личная жизнь сложилась неудачно:
после развода воспитывала ребенка одна, стараясь все лучшее отдать ему
(в 11 лет сын был уже эгоистом, который совершенно не считался со своей
матерью).
Крайний вариант эмоционального отвержения – жестокое
обращение.