О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Л.А.Даринская
Технологии
педагогического мастерства
СПб.: НОУ СОШ «Экспресс», 2010
Книга выстроена и написана очень рационально и компактно. В ней
содержатся инновационные педагогические технологии, без которых трудно
представить себе работу современной школы. Но учителя, взявшиеся их
осваивать, иногда вынуждены «клевать по зернышку»: что-то узнавать на
курсах повышения квалификации, что-то из журналов, учебников, рассказов
коллег. Здесь же технологии четко систематизированы, подробно описаны
суть каждой, принципы, инструментарий. Они разделены на три модуля:
«Дидактическое мастерство», «Искусство взаимодействия» и «Лаборатория
педагогического опыта».
В первом собраны технологии: проблемного обучения, разработки учебного
проекта, сопровождения исследовательской деятельности учеников. Во
втором рассматриваются организация педагогического общения,
проектирование диалогической формы организации учебного занятия и
коммуникативные технологии. Третий расскажет о том, как проводить
мастер-класс, анализировать педагогическую ситуацию и проводить
самопрезентацию.
В описании каждой технологии автор приводит помимо целей и пошагового
алгоритма практические рекомендации. Например, на что нужно обращать
особенно пристальное внимание при анализе педагогической ситуации, при
прогнозировании ее развития; каких промахов следует избегать.
Надо сказать, что лучше воспринимаются те главы, где теоретическая
схема подкрепляется примерами: стенограммами, описанием реальных
ситуаций.
Педагогика
межнационального общения
М.: Гардарики, 2004
Опытные посетители книжных магазинов с некоторой опаской и недоверием
относятся к вузовским учебникам по педагогическим дисциплинам: по ним
можно готовиться к экзаменам, но с практикой эти сухие, перегруженные
терминами тексты соотносятся мало. Эта книга – одно из счастливых
исключений. Она может оказаться полезной и – мало того – интересной для
тех, кто давно сдает свои «экзамены» в классе, причем каждый день. И
сталкивается при этом с вопросами, по-настоящему трудными. Например, с
работой в классе, где учатся дети разных национальностей.
Можно сколько угодно призывать ребят к толерантности, рассчитывать на
тактику «плавильного котла», где все потихоньку перемешиваются и
образуют однородное сообщество, но хорошо бы при этом не закрывать
глаза на этническую идентичность, знать об особенностях культур тех
народов, чьи представители сидят за партами.
В книжке собраны примеры этнопедагогики разных народов России – от
Северного Кавказа до Крайнего Севера. Захватывающе интересно читать о
том, как у того или иного народа складывался целый комплекс
«воспитательной работы», в который входили обряды, фольклор,
традиционный уклад. Эта многослойная культурная среда пропитывала жизнь
ребенка с рождения и обеспечивала воспроизводство определенного типа
мышления, закладывала основы отношения к труду, семье, своему народу,
природе: «С ранних лет человек приучался, копируя взрослых, относиться
с уважением к деревьям, родникам, озерам… Не разрешалось пить воду,
припав к роднику ртом, – станешь жадным; пить надо было, черпая воду
ладонью. Попил – в благодарность брось хотя бы листочек». Поневоле
задумаешься, насколько эффективны наши разовые воспитательные
мероприятия…
Кроме того, учителю, работающему в многонациональном классе, наверняка
пригодится информация об обычаях и традициях, которые до сих пор могут
определять повседневное поведение носителей той или иной культуры. Это
поможет избежать многих конфликтов и недопонимания. Практические
рекомендации можно найти в главе «Методика работы учителя по воспитанию
культуры межнационального общения у школьников».