В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Молодой учитель на пороге школы
Профессиональные мотивации начинающих педагогов
«Вот уйдем мы на пенсию, кто с вами работать будет?» – туманно угрожают
в особо неудачные дни признанные и всеми любимые учителя, без которых
школу трудно представить. И ведь в самом деле уйдут. Когда-нибудь. А
вместо них…
О том, что в педагогических вузах близится выпуск, дальновидные
директора школ уже подумывают. Присматривают себе будущие кадры во
время педагогической практики. А иногда и с тревогой поглядывают на тех
молодых коллег, что отработали в школе полгода, но явно не прижились.
Останутся ли? А может, и хорошо, если не останутся…
Иногда опытным учителям и управленцам кажется, что они совсем не
понимают молодежь, приходящую работать в школу. Это и
понятно – поколенчески они ближе к старшеклассникам, чем к
коллегам. Так какие же они, молодые учителя? Кто приходит на смену
старой гвардии?
Портрет на фоне поколения
Что привлекает молодых людей в работе педагога, несмотря на невысокий
уровень заработной платы и непрестижность профессии? Психологическая
служба РГПУ им. А.И. Герцена начала исследование проблем
профессиональной самореализации молодых педагогов, опросив несколько
десятков начинающих учителей.
Социологи отмечают, что сейчас большинство молодых работников уверены в
своих способностях, амбициозны, ориентированы на быстрый карьерный
рост, высокий заработок и социальный статус.
Молодые люди, ориентированные на работу в сфере образования, на этом
фоне выглядят несколько иначе: для них важно приносить пользу, решать
задачи, которые значительно влияют на общество в целом и его будущее:
«Работа очень важная и нужная для общества», «От
воспитательно-педагогической деятельности зависит будущее наших детей».
Служение как мотив педагогической деятельности присутствует почти у
всех молодых педагогов, а четверть из них считают его основным для
самореализации в профессии.
У молодых педагогов, в отличие от их сверстников в целом, меньше
выражено стремление соперничать, соревноваться, поэтому им не так
страшно в чем-то ошибаться. Хотя у них и выражена потребность в
одобрении, все же социальный «неуспех», отсутствие «джентльменского
набора» – дом-машина-дача – не воспринимается как трагедия. Мышление
молодых педагогов не так стереотипно, как у их сверстников; они реже
оценивают людей по категоричному принципу «черное–белое», особенно по
мере накопления профессионального опыта.
Сходство
В чем молодые педагоги похожи на своих сверстников? В своей
деятельности они ценят широкие возможности для творчества, так как
здесь важен индивидуальный подход к ученикам, нет готовых рецептов.
Педагогика сродни искусству. Однако для молодых педагогов, как и для их
сверстников, важно соблюдать баланс между работой, профессиональной
деятельностью и личной жизнью, хобби. В их возрасте очень важно
поддерживать личные отношения, создать семью. Это существенный момент,
в том числе и для успешной профессиональной деятельности.
…и отличие
Но все же в сфере образования можно найти гораздо больше
самоотверженных, альтруистичных молодых людей, чем в банках или офисах.
При этом профессия педагога привлекает людей, ориентированных на
возможность стабильно работать длительное время, получить определенные
социальные гарантии.
Около половины молодых педагогов утверждают, что ими в работе движут
удовольствие, интерес, радость, любовь к детям: «Невозможно выразить то
удовлетворение, когда ты передаешь знания ученику и видишь успешность
своей работы». Дети привносят в жизнь педагога свое, новое, у них
многому можно научиться. Например, ученик сам решил задачу совершенно
новым способом. Молодой учитель говорит об этом: «Такие моменты, когда
дети в чем-то тебя превосходят, – самые приятные в жизни учителя».
Дорога в школу
Пути прихода в профессию педагога совершенно разные. Прежде всего это
одна из немногих профессий, о которых у всех есть достаточно отчетливое
представление, потому что все сталкивались с учителями в школе. Поэтому
многие поступают в педагогические колледжи, вузы вполне сознательно. В
том числе это может происходить под влиянием семейных традиций или по
примеру школьных учителей.
Другие приходят в педагогическую профессию почти случайно. Есть и те,
кто всегда мечтал о педагогической деятельности: «Огромное желание
работать за любые деньги, в любой удаленной части города и вообще как
угодно и с кем угодно!!!» На призвание как причину выбора профессии
указывают четверть молодых специалистов образования. Иногда они
настолько вживаются в свою профессиональную роль, что не могут себя
представить в какой-либо другой деятельности: «Не вижу себя в другой
профессии», «Не умею больше ничего делать».
Иногда молодыми педагогами движет стремление преодолевать трудности,
испытать себя. В этом случае низкая зарплата и непрестижность могут
даже не оттолкнуть, а наоборот, привлечь тех, кто предпочитает ставить
перед собой сложные цели, действовать не по шаблону.