Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

Работать с учителем, а не менять систему управления

Опыт Великобритании показывает, что самое выгодное вложение средств в образовании – совершенствование профессиональных навыков педагога

Не поймешь, отчего усталость:  то ли опять февральская депрессия, авитаминоз,  то ли шумиха по поводу новых стандартов иссушила, когда «неизвестно, чего ждать, а вникать, разбираться – бесполезно».
Так говорят учителя. Им вторят некоторые СМИ: «Обществу и государству не стоит прислушиваться к мнению работников образования. Нужно принимать безумные, на их взгляд, решения». Мы, конечно, безумству «храбрых», отсиживающихся в тени, песню не поем, наоборот, обращаем внимание на взвешенный, спокойный анализ проблем образования, который дают международные эксперты.

Критериев много, а суть одна

Выступая недавно в Москве, Дэвид Хоукер, международный специалист по развитию образования, создатель системы оценки динамики учебных достижений в Великобритании, назвал 7 критериев, по которым школу можно считать хорошей: автономная система управления финансами (школа свободна от коррупции); открытая система управления (школа отвечает за свою деятельность перед обществом, на которое работает); профессионализм руководителей, гармонично работающих между собой и с каждым учителем; качество преподавания предметов (без этого все напрасно – и ответственность, и открытость); результаты детей (сложная разветвленная система оценки, и не только академической успеваемости); качественные программы (когда ученики осознают, что учеба в школе – взаимосвязанная система, которая соотносится с их жизнью); хорошая атмосфера в школе (передаются ли ценностные, позитивные ориентиры).
Но все дело, по мнению специалиста, в грамотном отношении к людям – к учителям и к детям.
Поддерживающее руководство, например, когда сотрудничают местное управление, управление школой и разработчики, – это очень хорошо. Но все же главные – преподаватель и обучаемый. Педагоги, относящиеся к детям с интересом и ответственностью, способны преобразить самую неблагоустроенную, плохо расположенную школу.
Или программы. Программа должна быть понятна детям – если они позитивно настроены к ней, то лучше учатся. Это нормально, когда в разных школах она разная, по формуле «фундаментальные основы + ситуативные обстоятельства и потребности». Учету специфичности условий при составлении программы в Великобритании придается огромное значение: программа должна быть живой.

Почему сегодня надо разрабатывать педагогику

Международными исследованиями установлено: нет связи между финансовыми затратами на одного ученика и результатами. Это прекрасная иллюстрация плохой политики образования. Деньги «вообще» проблему не решают. Их надо правильно направить, куда? Установлено, что наибольшее влияние на результат имеет качество работы отдельного учителя (не школы и не системы образования страны). Значит, мы добьемся большего, если будем работать с учителем, а не менять систему управления. Вложимся в учителя, а не в технику, которой не знают, как пользоваться, не в дорогие издания книг, украшающие библиотеку. Направим все ресурсы на совершенствование профессиональных навыков учителей, займемся анализом их работы.
И тут оказывается, что больше всего хорошей работе учителя мешает тестирование. Точнее, серьезное отношение руководства к нему. Результатами тестов манипулируют, хотя мало-мальски разбирающийся человек скажет: во-первых, они ни в какой мере не отражают то, что происходит в классах; во-вторых, чем чаще их используют для сравнения, тем они недостовернее. И результат «хорошо», и результат «плохо» не может быть точным, особенно для детей, которые каждый день разные. Однако слишком много о тестах думают, по полгода натаскивают, дети не получают широкого образования, а учителя теряют истинные цели образования. В результате за 4 года от введения в Великобритании национального тестирования резко упала верхняя линия, линия высоких достижений.
Значит, надо уменьшить влияние тестовой оценки, освободить учителя от мелкого контроля, чтобы он делал то, что важно для детей, концентрировался на процессе.
Конечно, школа не такое место, куда приходят, чтобы заработать кучу денег. Люди идут в образование, потому что верят в важность профессии, и вознаграждение им – сама работа с детьми. Но без хорошей зарплаты лучших людей в школу не привлечь. В Германии учителям традиционно платят хорошо, а в Великобритании пришлось за это побороться – и качество преподавания повысилось.

Откуда и куда направляется ваша школа?

Тренд мирового образования – убрать пропасть между школами для бедных и школами для богатых. Социальный статус семьи, конечно, определяет будущее ребенка, но исследовано: если ребенку с низкими социальными возможностями предоставить хорошие условия образования, его развитие пойдет более интенсивно, чем у ребенка с хорошим запасом возможностей. Демонстрировался график: две горизонтальные линии друг над другом, по форме это как лежащая воронка с раструбом слева: сначала разница очень велика, но «низы» идут вверх, «верхи» чуть вниз, хотя так и не сходятся.
Справедливо, чтобы у государства на каждого ребенка хватало средств, чтобы каждый мог добиться результата, – и тот, кто вынужден посещать бедную школу, не должен чувствовать себя обделенным. В такие школы надо добавлять и добавлять средства, а не забирать у них. В частности, финансирование школы по результатам – губительный путь. Награждать лучших следует по-другому.
С другой стороны, помощь школам, которые разрабатывают стратегии поддержки детей из бедных и неблагополучных семей, может привести к тому, что пропадет стимул тратиться на рост академической успеваемости. Тут нужна хорошая отчетность, ясное описание того, что и для чего делается, ведь в конце концов измениться должны данные именно в плане успеваемости. Это важное правило: если школа идет от плохого состояния к приличному, важны отчетность и внешнее тестирование. Если от хорошего к прекрасному – самостоятельность, автономия и доверие.

Подготовила Людмила КОЖУРИНА

Рейтинг@Mail.ru