ЯЗЫКИ ВЗРОСЛЕНИЯ
Игра в изящную словесность
Фанфикшн для подростков – не просто литературный феномен
Интернет обогатил жизнь детей событиями не сегодня, но
поговорить об этом никогда не поздно. В частности, многим школьникам он
дал возможность думать на языке творчества – сочинять, создавать тексты
– выражать себя в формах художественности. Речь пойдет о фанфикшн. Это
творчество поклонников популярных произведений искусства, когда на
основе сюжета литературного, кинематографического или живописного
произведения создаются альтернативные – с теми же персонажами, на
основе тех же идей.
Пишутся фанфики. И хотя существует немало специализированных
фан-сайтов, дети, как правило, «подсаживаются» на фанфикшн в социальных
сетях. Входят в группы, строчат истории, читают друг друга, снова
строчат. Что за этим?
«Проду! Пиши быстрей проду!»
Девочка-восьмиклассница живет в небольшом городке, ведет образ жизни
обычной школьницы: уроки, спорт, подруга – а вечерами она в Сети,
сочиняет истории на сюжет сериала «Маргоша». Собственно, тут-то и
начинается самое захватывающее: ей отвечают другие сочинители –
поклонники сериала, она тоже кого-то читает и кому-то отвечает – вместе
они строят мир, в котором все иначе, чем в жизни, и это требует
продолжения, продолжения, продолжения.
Фанфик может представлять собой не только продолжение исходной истории,
но и предысторию, пародию, кроссовер (переплетение сюжетов нескольких
произведений) – в общем, это «сочинение по мотивам».
Не будем лукавить: мода на фанфикшн – возрождение старого как
мир жанра переложения, древнего дидактического приема «обучение по
образцу». Тут вам все виды переложений: с изменением лица рассказчика,
с добавлением новых персонажей, с вынесением за скобки некоторых
обстоятельств, с изменением тональности… Сатира, пародия, парафраз,
перевод в драму или стихи – все это с Аристотеля известно, правда, дети
об этом не подозревают. Они уверены, что создают новое, участвуют в
ультрасовременном проекте.
Действительно, тут есть своя субкультура. Правила оформления, например.
Текст предваряется шапкой, информирующей о содержании произведения и
его создателях: Автор; Бета (редактирует грамматические ошибки); Гамма
(редактирует ошибки в сценарии); Название. Жанр (у них это пометка об
общем настроении фанфика). Описание (это у них как раз жанры. Экшен,
где много действий, мало загадок и отношений. Юмор. Пародия. Дарк,
рассказ с огромным количеством смертей и страхов. Романтика, о нежных
отношениях со счастливым концом. Драма, конец трагический. Хурт, в
котором один персонаж страдает, а другой приходит ему или ей на помощь,
и так далее). Размер: макси, как роман; миди, средний, более 20
страниц; мини, со страницу; драббл – отрывок, но и сцена, зарисовка,
описание, а то и коротенькая история с подтекстом; виньетка, очень
маленькое событие. Сюда же сиквел, продолжение; приквел – описание
событий, которые были «до того». На все понятия есть обозначения на
латинице – сокращения или аббревиатуры, так что перед начинающим долгое
время висит памятка обозначений. Месседж всего этого, видимо, – «у нас
тут все серьезно». Есть даже раздел «Посвящение, благодарности», во
как.
Упаковка важнее?
А вот что касается содержания, того, что помещается автором под шапкой,
оно может быть любого качества, хотя бы откровенной графоманией. Но
ведь о вкусах не спорят: «Сердце забилось чаще, а то, о чем ей говорил
друг, она уже не слушала. Медленным шагом Он пересекал зал, направляясь
прямиком к ним. Его спокойное уверенное лицо, едва заметная улыбка на
губах, костюм – он был великолепен – сводили ее с ума. Держать
себя в руках становилось все труднее, когда с каждым шагом волнение и
счастье в огненном коктейле нарастали. Такая взрослая, она чувствовала
себя как пятилетний ребенок в ожидании чуда, и ей это так нравилось.
Только Он не должен об этом догадаться. Развернувшись к нему спиной,
она сделала вид, что увлеченно беседует, и чуть вздрогнула, услышав его
слова…» Вам не нравится? А им – да! Рейтинг у этого текста высокий.
Читают или не читают – вот критерий.
В общем, пока школьные учителя словесности стеной стояли за
безукоризненно правильное написание сочинений, дети не имели
возможности проговорить хоть что-то свое – какие такие «свои мысли»,
откуда, рано о чувствах думать – всяко было, смельчаков и на смех
поднимали, и красным цветом унижали детское письмо… так вот, пока
пуристы морщили нос, необходимость в них отпала. Дети самовыражаются на
своей территории. И ошибки друг другу правят, и советы дают, и качество
определяют.
Жаль, что взрослые-педагоги провалились: исходные тексты (и кинотексты)
для переложений могли бы быть более значимыми с художественной точки
зрения. А это другие эманации, другой смысловой объем – значит, и
уровень вторичного письма мог бы быть более высоким.
Но и работать над переложениями по существующим, занимающим умы
подростков сериалам можно было бы со вкусом, оцени мы значение
письменного самовыражения ребенка.
«Убей меня быстро»
Заголовки: «Ад для двоих». «Умереть вчера». «Взрывая тишину». «Сладкая
кровь». Это для фанфиков, которые пишут подростки на любимую сагу
«Сумерки» Стефани Майер. По ней снят одноименный фильм – уже в
нескольких продолжениях повествуется о нежных чувствах двух 17-летних
людей, Эдварда Каллена, который оказался вампиром, и Изабеллы Свон,
готовой пройти через любые испытания ради любимого. Этим заинтригована
молодежная аудитория по всему земному шару.
Фанфики на «Сумерки» рождают бурные страсти: «Пиши быстрее, мне ооочень
хочется узнать, что будет дальше! Почему такие долгие перерывы между
главами? Ты меня просто убиваешь! Очень хочется узнать решение Беллы! А
с Эдом она сойдется? А что станет с Джеймсом? Белла простит Калленов?
Джейн успеет в Форкс?»
Заметьте, это по поводу самодельных текстов, текстов с обочины
исходного сюжета. Они могут нравиться еще больше, чем основное
содержание, потому что ближе-понятнее, лучше
перевариваются-усваиваются.
Тут пересказывают историю с точки зрения героя-злодея и объясняют его
поступки в положительном свете; там погибший персонаж на самом деле не
погиб, а спасся; здесь герои приехали в Москву, и началось! А вот и Вий
обозначился в сюжете, как же, поднимите мне веки.
В общем, вполне себе образовательный проект: участники отрабатывают те
кочующие сюжеты, о которых осведомлены, – жаль, что выбор небогат.
Сочиняют сюжеты, давно сочиненные, – жаль, что об исходниках не
подозревают. А знающие люди как будто перевелись. Или не способны к
спонтанности?
Горизонтальное измерение
То представление, что культура – большой храм не для всяких, похоже,
никого не устраивает: всякий хочет действовать в культуре, как у себя
дома, свободно. Авторы фанфиков пишут и плохо, и прилично – но им
нравится, они кому-то нравятся. Их очень много, они всюду. По состоянию
на декабрь 2010 года на одном только сайте Fanfiction.net опубликовано
свыше 48 тысяч фанфиков по мотивам книг Толкина. На 22 языках. Сага о
Кольце, конечно, не «Маргоша», и на Толкина пишут не только подростки,
с фанфиков на него начинали Ник Перумов и Сергей Лукьяненко, однако
важно другое: люди учатся писать вместе, друг у друга, без менторских
наставлений. Главный критерий фанфик-сообществ – соответствие
первоисточнику. Обсуждение соответствий и отклонений и есть тема
сетевых диспутов на сайтах и форумах. Например, можно ли использовать
мир произведения как площадку для своих фантазий? Ну честное слово, а
что другое есть в фанфикшн? Однако они свой мир видят иначе.
В этой культуре в текст даже может вводиться общий для всех персонаж по
имени Мэри Сью (мужской вариант – Мэрти Стью) – видимо, для
облегчения связывания элементов сюжета. Возможно, это традиция,
воспринятая из учебников, в которых какой-нибудь Букваренок помогал им
учить правила. Но фанфик-персонаж, конечно, иной: сногсшибательно
прекрасный и неописуемо умный, у него необычный цвет глаз и волос и
сверхъестественные способности. Обычно он затмевает всех и спасает мир.
А называться это может хоть «Пластилин колец» – придумывание заголовков
тоже бодрит.
Хотя в сообществе есть рейтинги и конкурсы, оно абсолютно не
агрессивное. «Дальше писать?» – «Пиши, конечно, прикольно». Участники
рады прежде всего хорошему отношению и не скрывают этого: «Наконец-то у
меня появилось много друзей!»
В костюме своего размера
Кстати, там требуется что-то вроде интервью, рассказа о пути, который
привел в сообщество: «Вышло случайно, я однажды подумала, что по
любимому Гарри Поттеру, возможно, существуют фанфики. Набрала в
поисковике без особых надежд – и вот, пожалуйста. Начала писать «Гарри
Поттер и сила Раданы». Любимый персонаж – Рон. Мы настолько привыкли,
что он всегда рядом с Гарри, что уже не задумываемся, насколько он
всегда был важен и нужен для Мальчика-который-выжил. Второй любимый –
Северус, одна его трагическая судьба достойна восхищения. Даже когда в
конце шестой книги он убил Дамблдора, я не поверила в его злые
намерения и точно знала, что этому непременно найдется объяснение».
Такое вот литературо-человековедение. Как переживание.
Соответственно каждый отыгрывает в фанфике свое, немного раскрываясь,
но и прячась за образ, словно является перед публикой в полумаске.
Психологу раздолье, педагогу тоже есть на что посмотреть. Да, они уже
за стеклом от нас.
Перевоплотившись в сериальную Маргариту, «Маргошу», девочка сочиняет от
первого лица: «Летели мы шикарно. Эля победила в конкурсе музыкантов, а
Галина выиграла конкурс художников. Трепаться с ними было безумно
интересно.
В аэропорту нас встречали шестеро мужчин с табличкой «Творческий рай».
Я увидела высокого шатена – таких красивых парней я не встречала.
Идеальный овал лица, высокий лоб и гордый подбородок. И тут мой
мобильник прямо заорал на весь транспорт. Это мне мама звонит. «Ладно,
мамусь, я тебя люблю, не скучай». Я прервала вызов и вырубила телефон.
Взрослая уже, и без матери проведу лето».
Пишет она это в январе, сидя возле груды учебников, за которые еще надо
взяться, краем уха слушая сетования матери по телефону, будучи немного
раздраженной оттого, что завтра ей опять «не в чем идти». Но не все же
печалиться! Интернет – та же машина времени, ты только напряги
воображение, выйди в Сеть, и все будет, как ты захочешь.