Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2011
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Чтобы помощь не становилась видимостью...

Важно не переносить старый опыт на новую ситуацию

Дорогие читатели, мы возобновляем колонку детского психолога. Как и прежде, речь в ней пойдет о проблемах детей, которые обозначают сами дети, и о том, как такие проблемы можно решать.

Недавно я познакомилась в Сети с 14-летней девочкой, живущей в другом конце страны. Она прислала мне свою рождественскую сказку, очень трогательную, о том, что одна девочка живет с папой, а мама у них потерялась. Они давно ищут маму, которая, конечно же, страдает без них, и однажды в Снегурочке, идущей по ночной зимней улице, они ее узнали и расколдовали. Все счастливы.
Что ж, отреагировать свою ситуацию, проговорить желание – уже сделать первый шаг к реализации. Я думаю, со стремления и начинается чудо изменения. В том числе – рукотворное чудо работы педагога и психолога, о чем и хочу поговорить сегодня.
Предполагается, будто специалист знает, что и как делать, владеет методиками: приходит, взмахивает ими, как волшебной палочкой, и сразу все получается. Бывает. Но только когда человек сумел точно схватить проблему ребенка и выбрать единственно верный ход. Верный первый шаг автоматически запускает другие, не прогнозированные, и эффект возникает. А выглядит как чудо: «Что вы такое сотворили, ведь и мы делаем так же».
Так, да не так. «Мальчик бьет детей в классе» – возможно, в самом этом описании не назван тот, с кем надо работать.
«Этот малыш не разговаривает, никто не может найти с ним контакт, ни логопед, ни дефектолог» – но, может быть, стоит забыть о ярлыке (или диагнозе) и присмотреться: не рисует; пазлы, игрушки – нет, лепить не хочет, мультики – нет, а вот «Давай-ка отправимся в путешествие» – да. Рисуем на чистом листе карту: откуда, куда, зачем, с кем, какие препятствия на пути – мы разговариваем.
Конечно, наши знания, опыт, интуиция очень важны, но еще важнее умение их отбросить в момент прояснения проблемы, иначе мы будем переносить старый опыт на новые ситуации, а это чаще всего видимость помощи. Надо искать и тестировать варианты для данного случая.
А что такое «данный случай»? Это сосредоточенное состояние, в котором мы четко различаем чувства ребенка, видим слова ребенка, его жизненную ситуацию – всем своим существом мы для него. Это наше желание, наше огромное стремление, хотя пока еще мы «не знаем, как». Но именно тогда волшебство возможно.
…На замороженном стекле автобуса кто-то прорисовал теплым пальцем солнышко; на улице женщина пробует снег, который она сгребла ладонью; взрослый дяденька рассматривает овалы своих следов на нечищеной дорожке – если наш «внутренний ребенок» будет жить в нас, педагогического ширпотреба, основанного на автоматизации действий, станет меньше. Больше – тонкой авторской работы.

Рейтинг@Mail.ru