Чтобы помощь не становилась видимостью...
Важно не переносить старый опыт на новую ситуацию
Дорогие читатели, мы возобновляем колонку детского психолога.
Как и прежде, речь в ней пойдет о проблемах детей, которые обозначают
сами дети, и о том, как такие проблемы можно решать.
Недавно я познакомилась в Сети с 14-летней девочкой, живущей в другом
конце страны. Она прислала мне свою рождественскую сказку, очень
трогательную, о том, что одна девочка живет с папой, а мама у них
потерялась. Они давно ищут маму, которая, конечно же, страдает без них,
и однажды в Снегурочке, идущей по ночной зимней улице, они ее узнали и
расколдовали. Все счастливы.
Что ж, отреагировать свою ситуацию, проговорить желание – уже сделать
первый шаг к реализации. Я думаю, со стремления и начинается чудо
изменения. В том числе – рукотворное чудо работы педагога и психолога,
о чем и хочу поговорить сегодня.
Предполагается, будто специалист знает, что и как делать, владеет
методиками: приходит, взмахивает ими, как волшебной палочкой, и сразу
все получается. Бывает. Но только когда человек сумел точно схватить
проблему ребенка и выбрать единственно верный ход. Верный первый шаг
автоматически запускает другие, не прогнозированные, и эффект
возникает. А выглядит как чудо: «Что вы такое сотворили, ведь и мы
делаем так же».
Так, да не так. «Мальчик бьет детей в классе» – возможно, в самом этом
описании не назван тот, с кем надо работать.
«Этот малыш не разговаривает, никто не может найти с ним контакт, ни
логопед, ни дефектолог» – но, может быть, стоит забыть о ярлыке (или
диагнозе) и присмотреться: не рисует; пазлы, игрушки – нет, лепить не
хочет, мультики – нет, а вот «Давай-ка отправимся в
путешествие» – да. Рисуем на чистом листе карту: откуда, куда,
зачем, с кем, какие препятствия на пути – мы разговариваем.
Конечно, наши знания, опыт, интуиция очень важны, но еще важнее умение
их отбросить в момент прояснения проблемы, иначе мы будем переносить
старый опыт на новые ситуации, а это чаще всего видимость помощи. Надо
искать и тестировать варианты для данного случая.
А что такое «данный случай»? Это сосредоточенное состояние, в котором
мы четко различаем чувства ребенка, видим слова ребенка, его жизненную
ситуацию – всем своим существом мы для него. Это наше желание,
наше огромное стремление, хотя пока еще мы «не знаем, как». Но именно
тогда волшебство возможно.
…На замороженном стекле автобуса кто-то прорисовал теплым пальцем
солнышко; на улице женщина пробует снег, который она сгребла ладонью;
взрослый дяденька рассматривает овалы своих следов на нечищеной дорожке
– если наш «внутренний ребенок» будет жить в нас, педагогического
ширпотреба, основанного на автоматизации действий, станет меньше.
Больше – тонкой авторской работы.