ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
В фокусе исследования
В педагогической психологии импровизация рассматривается как черта
профессионального педагогического мышления. Одни специалисты считают,
что учительская импровизация – это преодоление, уход от сложившихся в
его опыте стереотипов, позволяющих удерживать нормативную часть
обучения, но не дающих простора для творчества. Другие говорят, что,
импровизируя, педагог не порождает новые способы и схемы, а всего лишь
видоизменяет старые, подстраивает их под ситуацию.
А что думают сами учителя об этих характеристиках педагогического
мышления? Мы провели исследование, для которого был составлен
специальный опросник — «Самооценка педагогического мышления». В
результате анализа было выявлено два фактора.
Первый фактор описывает педагогическое мышление как процесс,
опирающийся на восприятие каждой новой ситуации как уникальной и
неповторимой. Учителя этого типа склонны принимать решения, опираясь на
контекст каждой ситуации. А внешне заданные нормативы воспринимают как
препятствие для продуктивного учебного взаимодействия: «На уроке я
скорее склонен импровизировать в зависимости от складывающихся
обстоятельств, чем следовать заготовленному плану».
Этот фактор можно обозначить как импровизацию в педагогическом
мышлении, при этом достаточно ясно вырисовывается двойственная природа
педагогической импровизации. Для ее приверженцев характерно не только
использование импровизации при подготовке и проведении уроков, но и
отчетливо негативное отношение к любым нормам и правилам.
Второй фактор более разнороден. С одной стороны, он характеризует
педагогическое мышление как процесс осознанного планирования с опорой
на ясно определенную цель, прошлый опыт и контроль результатов: «При
планировании урока я всегда стараюсь определять его цели так, чтобы они
соответствовали общим целям курса», «В учебном планировании я
ориентируюсь на те цели и задачи, которые определяются нормативными
документами об образовании, и всегда стремлюсь им следовать».
С другой стороны, педагогическое мышление основывается на хорошо
освоенных схемах. Это позволяет прогнозировать и принимать решения, в
том числе и в изменяющихся условиях: «Проводя урок, я всегда очень
точно ощущаю время, хотя сознательно не слежу за ним», «Я легко
предвижу ошибки и затруднения учащихся», «Мысленно я разделяю учеников
на несколько типов и взаимодействую с ними на основе этой типологии».
Видимо, этот фактор можно обозначить как самооценку опытности. Учителя
склонны рассматривать свой профессиональный опыт как значимый ресурс
педагогической импровизации.
Однако исследование показывает, что импровизация соотносится и с
другими характеристиками педагога, не только когнитивными, но и личностными.
Евгений САВИН, кандидат психологических наук КГУ им.
Циолковского