ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
Без репетиций и не по программе
Что важнее для детей – качество мероприятия или качество события?
Ни в одном деле нельзя обойтись без четкого представления о том, каких
результатов ты хочешь добиться, как и в какой последовательности будешь
действовать. И учительский труд не исключение. Но в нем особенно важно
не абсолютизировать планирование и формальный порядок. Мы ведь имеем
дело с детьми. И учитель непременно отступает от предписанных схем, что
традиционной школой не очень-то приветствуется. Имеет ли право учитель
на подобные вольности и в каких случаях?
Возможно, вы тоже задавались этим вопросом и, прочтя статьи наших
авторов, захотите продолжить разговор в учительском клубе или на
педсовете.
Все знают: импровизация должна быть хорошо подготовлена. Это правда.
Вопрос только в расстановке акцентов. Делаем ли мы ударение на слове
«импровизация»: спонтанность, неожиданность, незапланированность? Или
на «подготовлена»: срежиссирована, отрепетирована, безошибочна?
Под Новый год в школе я устроила вечер поэзии. Даже не вечер. Нам
выделили на полтора часа кабинет музыки. Дети-организаторы напечатали
приглашения: дескать, приходите, дамы и господа, любители поэзии, стихи
почитаем, попоем. Мальчишки расставили стулья. Вот и вся подготовка.
Мне почему-то не хотелось составлять список актеров, спрашивать, что
человек собирается читать, устанавливать очередность. Так,
интересовалась у ребят:
– Будешь что-нибудь читать?
– Подумаю. Наверное.
Пришли человек сорок. В основном средняя школа, те классы, где я
работаю. Оно и понятно. Мы почти каждый урок стихи читаем. Дети
привыкли, им даже начинает нравиться это занятие. Были несколько
выпускников и коллег, старавшихся поддержать меня.
Всегда есть опасение, что на свободные, необязательные приглашения
никто не откликнется. Каково это – сидеть одной в пустом классе… Из
того же страха провала, ужаса томительных пустот я собрала несколько
хороших поэтических сборников: предложить кому-то найти в книге любимое
(знакомое) стихотворение, дать шанс прочитать не наизусть, а «по
бумажке». Конечно, при правильно организованном мероприятии, когда
известно, кто за кем выступает, после нескольких репетиций, подобная
тревога была бы излишня.
Но в данном случае отклик был. Зал наполнился. И сборники мои
страховочные нераскрытыми остались. Ребята начали читать, чуть ли не
перебивая друг друга, кто с места, кто выходя к роялю. Читали они, надо
признаться, не всегда громко и выразительно, сбиваясь порой, путая
слова. Читали совсем разное по стилю, по теме: от Хармса до Пастернака
и Бродского. Собственного сочинения стихи читали, подростковые,
страстные, где настолько сильна энергия протеста, что ритм порой
сбивается, о рифме и заикаться не стоит.
Не только мне с моими сборниками рта не дали раскрыть, коллеги тоже не
сумели ни слова вставить. А стихи все не кончались. Уже и время вышло,
нам деликатно напоминали, что пора освободить помещение. Некоторые
дети, покидая кабинет, вздыхали, что не успели прочесть свое любимое
стихотворение.
– А что ж ты сидел молчал?
– Я думал, после всех, собирался с духом…
Мне это поэтическое сборище в целом понравилось. Оказывается, есть в
школе дети, знающие, читающие, слушающие стихи, получающие от этого
удовольствие. И есть в этом некоторая моя заслуга.
Коллеги снисходительно отнеслись к происходящему. Они сказали, что
«вечер» был милым, но качественно не подготовленным: программа не
выстроена, с ребятами никто не репетировал. Стоило бы группе
организаторов слайды с портретами поэтов подобрать, рассказать что-то
интересное из биографий, музыкальное сопровождение не помешало бы. Как
важно было бы услышать голоса самих поэтов: существуют записи
Ахматовой, Пастернака, Бродского…
В чем-то, мне кажется, наши учителя правы. Без репетиций и продуманно
организованных деталей качество оказывается невысоким, с точки зрения
постороннего наблюдателя. Но ведь есть и другой аспект, педагогический:
детский интерес, объем выученных ими стихов. Не к мероприятию
выученных, а по жизни. Не педагогом заданных, а лично выбранных.
По-моему, детям не хватает событий, с одной стороны, спонтанных, с
другой стороны, имеющих отношение к «высокому», к культуре, к
искусству. А то иногда ученикам кажется, что стихи можно читать только
со сцены и только после репетиций, что о научных исследованиях можно
говорить только по написанному докладу, у доски. И вообще все
культурное – только в школе и по плану. А жизнь – она другая. Ничего
подобного! Собираться где и когда угодно, читать стихи, неточно, но с
удовольствием рассуждать о явлениях научных и метафизических, без
ссылок на солидные издания, но с интересом – это тоже жизнь.
И еще раз о подготовке. Она бывает явная, а бывает незаметная, всегда и
везде, когда человек что-то читает, обсуждает с другими людьми, пишет,
думает. Но только потом способен и волен импровизировать.
В новом году я собираюсь заняться с учениками декламацией. Все же
хочется, чтобы детское чтение вызывало у слушателей восхищение, а не
снисхождение. Надеюсь, ученикам это тоже важно.