Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Попов Леонид

Передача знаний. Налаживаем обратную связь!

Знатоку предмета иногда трудно даже представить, что может быть непонятного в какой-то элементарной теме

Каждый день ребенок узнает в школе что-то новое. Касается ли это предметного материала, правил поведения, человеческих ценностей, понимания себя самого и других людей. Не всегда дети стремятся к новым знаниям, не всегда с легкостью воспринимают их. В этой ситуации учителю приходится искать способ преодоления трудностей.

Ступенчатая передача

Новое знание принимается ребенком в тот момент, когда он не может действовать в какой-то ситуации (педагогом организованной или случайно возникшей) старыми способами, когда ранее накопленного запаса не хватает.
Освоение и присвоение нового почти никогда не происходит равномерно, словно по прямой линии, неуклонно взбирающейся вверх. Чаще это ступеньки, где после подъема мы видим горизонталь – остановку, тот самый миг принятия нового. Ребенку необходимо время, чтобы примирить новое знание с имеющимися в его распоряжении концепциями. Это эмоционально сложный процесс, поскольку прежние взгляды отчасти необходимо разрушить, изменить. Необходимо в новом обнаружить что-то знакомое, иначе процесс передачи не состоится.
Именно поэтому дети часто настаивают на том, что они не понимают чего-то, у них якобы не получается – ничего подобного. Просто ученики не соединили пока в своем сознании старое с новым. Педагогу необходимо терпение в данном случае (он внутренне готов к временному отсутствию видимого прогресса) и минимальное количество негативных, критических высказываний. И тогда у него есть шанс увидеть очередной подъем в образовании школьников. Новую ступень.

Способы передачи

Движение по винтовой лестнице передачи–приема знаний происходит четырьмя способами, и ни один нельзя исключить, иначе подъем не состоится.
В первую очередь это, конечно, вербальное объяснение нового материала, передача формального, сформулированного, описанного знания. Привычное нам объяснение новой темы.
Другой способ – обмен опытом без объяснений, когда создаются неявные знания, формируются не всегда хорошо осознанные, но хорошо освоенные умения. Например, дети наблюдают за действиями педагога, мастера и более или менее удачно пытаются подражать ему. В идеале, если обсудить с учениками впоследствии увиденное и опробованное, помочь им осмыслить происходящее, они научатся гораздо быстрее. Подобное обсуждение порой ведет учитель, оно иногда протекает в группе, в парах – в форме обмена мнениями.
Третий метод, называемый трудным словом «интернализация», предполагает превращение явного, формального знания в неявное. Он тесно связан с обучением на практике. Похоже на то, как мы, прочитав инструкцию (формальное описание), пытаемся потом с ее помощью использовать описанный прибор, наконец понимая, что имели в виду авторы текста, домысливая ненаписанное, придумывая свои приемы.
Обратный процесс – вербализация скрытого знания, когда человек словами пытается описать то, что он умеет, чувствует, понимает.
И наконец, теоретизирование: создание логических построений, теорий на основании имеющихся знаний. Сконструированные теории полезно проверять опытным путем.

Слово о словах

Один из способов вербальной передачи знаний известен с древнейших времен. Рассказывание историй, сказок в наши дни зовется «сторителлинг» и с успехом применяется в образовании. Истории с увлекательным сюжетом, яркими героями, поучительным финалом могут слагаться по поводу любого предметного материала, любой проблемной ситуации в классе. Истории – это простой способ сочетания вербальной и визуальной информации. Если история достаточно понятна и увлекательна, она почти наверняка вызовет у детей визуальные образы, дополняющие сюжет и повышающие вероятность запоминания.
Более того, в историю верится легче, чем в правила или цифровые выкладки.
Историю можно пересказывать, обсуждать, а значит, информация, в нее «упакованная», усвоится глубже.

Вертикаль передачи

Знания, правила жизни, ценности. Принято думать, что передаются они по вертикали, от старшего к младшему. Причем принимающая сторона чаще всего либо пассивна, либо отчаянно сопротивляется. Трудно вручить подарок тому, кто спрятал руки за спину. Поэтому мы называем наших учеников «трудными». Более искренняя и реалистичная формулировка: «у меня трудности с этим ребенком».
Психологи рекомендуют поделиться с детьми своими проблемами. Честно сказать о том, что мы должны им передать определенные знания (требования программы, запас, необходимый для жизни или сдачи экзамена…) и дать яркий зрительный образ, визуализировать задачу: показать три книги разной толщины. «Самая толстая – то, что я хочу тебе дать, чему хочу научить до конца года. Самая тоненькая – то, что ты взял. Средняя – то, что я должен был бы уже передать тебе, но у меня пока не получилось. Это моя неудача, мне неловко, что я не смог пока выполнить задачу, но без твоей помощи мне не решить ее».
В подобной интерпретации есть несколько позитивных моментов помимо опредмечивания учебных трудностей. Во-первых, ясно расставлены акценты: эта передача знаний нужна учителю, а не ученику, как мы обычно пытаемся представить ситуацию: «Это же ты учишься! Это в твоих интересах». И ребенок теряется: ему не нужны наши формулы и правила, неинтересны, но мы так убедительны и уверены в своей правоте...
Во-вторых, мы демонстрируем ученику свою неуспешность, свое смущение, а не пытаемся заставить его почувствовать себя неловко. Мы стараемся вовлечь ребенка в образовательный процесс как сотрудника, помощника. Без чувства вины и не из страха.
Кстати, известно, что чем больше разрыв в знаниях между тем, кто объясняет, и тем, кто слушает, тем сложнее протекает передача знаний. Знатоку предмета иногда трудно даже представить, что может быть непонятного в какой-то элементарной теме. Если педагог найдет себе помощника из числа одноклассников «трудного» ученика, освоение «толстой» книжки пойдет быстрее.


Рабочая тетрадь учителя

Желание педагога «передать детям» знания, основы наук, культуры – слишком неопределенно. Оно включает в себя не только стремление преподать основы любимого предмета, но и развить интеллектуальные, волевые, духовные качества ребенка. Одним словом, хочется и обучать, и воспитывать, и развивать. И не всегда ясно, к чему мы стремимся в первую очередь. Попробуем определиться с сегодняшними приоритетами собственной педагогической практики, сформулировать их так, как они выглядят в данный момент. Тогда легче будет решить, хотим ли мы что-то изменить в своей работе, или есть ощущение «верного пути». Кстати, можно также проверить, насколько ваши профессиональные принципы совпадают со взглядами ваших коллег.

Тест

Из списка предложенных тезисов выберите:
– два утверждения, которые вы считаете наиболее важными;
– четыре утверждения, с которыми вы в принципе согласны;
– восемь утверждений, к которым вы относитесь нейтрально;
– четыре утверждения, которые вам кажутся сомнительными;
– два утверждения, с которыми вы категорически не согласны.
1. Главное в образовании – это уметь ждать.
2. Главное в образовании – это формировать чувство долга.
3. Главное в образовании – это создавать условия для развития личностных способностей ребенка.
4. Главное в образовании – это позволять детям проявлять активность.
5. Главное в образовании – это создавать условия для усвоения норм поведения, мышления.
6. Главное в образовании – это своим примером демонстрировать образцы поведения.
7. Главное в образовании – это общаться с ребенком, чтобы он в конце концов разобрался в себе.
8. Главное в образовании – это уметь вовремя замолчать.
9. Главное в образовании – это обучать.
10. Главное в образовании – это дрессировать.
11. Главное в образовании – это прояснять основные ценности.
12. Главное в образовании – это приучать к послушанию.
13. Главное в образовании – это поддерживать ребенка в поисках самого себя, чтобы он чувствовал себя в безопасности и мог действовать смелее.
14. Главное в образовании – это формировать представление об основных моделях поведения.
15. Главное в образовании – это принимать немедленные меры по укрощению анархических проявлений личности.
16. Главное в образовании – это неустанно провоцировать различные формы детской активности.
17. Главное в образовании – это помогать ребенку преодолевать внутренние страхи и открываться миру.
18. Главное в образовании – это уметь придавать ускорение.
19. Главное в образовании – это устанавливать доверительные отношения.
20. Главное в образовании – это работать над собой.


Комментарии к тесту

Найдите в приведенном ниже списке номера выбранных вами двух самых важных утверждений. Если ваши тезисы находятся в разных группах, вероятно, вы одинаково цените описанные там принципы или пока не определились с приоритетами. Это может быть показателем направления вашего развития. Потом аналогичную операцию можно проделать с двумя отвергнутыми тезисами. Действительно ли вы категорически не согласны с комментариями по этому поводу?
4, 8, 19 – вы занимаете выжидательную позицию, чуть отступая, оставляете много места для самостоятельного развития ребенка, поскольку доверяете его природному потенциалу.
20 – вы воспринимаете образование как двусторонний, взаимообогащающий процесс, совместную работу педагога и ребенка.
3, 7, 13, 17 – вы внимательны к психологическим особенностям учеников, их эмоциональному состоянию. Вы видите в них единомышленников.
16, 18 – вы активно формируете интересы и взгляды учеников, поскольку им самим трудно разобраться в собственных предпочтениях.
9 – вы придерживаетесь мнения, что воспитание ума, приобщение к наукам – лучший способ формирования личности, в том числе воспитания в ней определенных нравственных качеств.
2, 6, 11, 14 – вы собственным примером внушаете детям основополагающие ценности, следите за моральной стороной их поступков.
5, 10, 12, 15 – вы активно руководите детьми, понимая, что им необходим строгий контроль, защита от их собственных разрушительных порывов.

Рейтинг@Mail.ru