Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ


Меркулов Филипп

Как вы начинаете свой урок?

Первые пять минут занятия могут быть традиционными, привычными, а могут – ситуативными, неповторимыми. И это тоже своего рода урок, который мы даем нашим ученикам

Настала третья, самая длинная четверть. Мы ежедневно начинаем наши уроки. У каждого педагога свой способ приступить к работе, увлечь детей. Как же, на самом деле, значимы и содержательны эти первые минуты урока. Как много могут они рассказать о самом учителе, о стиле его преподавания, особенностях взаимодействия с детьми. 

Время выхода

У педагога есть три варианта появления в кабинете. Он может прийти туда заранее, пока никого еще нет. Может войти вместе с детьми. Или явиться последним, когда ребята уже расселись за партами. Не всегда учитель имеет возможность выбрать удобный вариант. Есть множество дел, с которыми надо успеть справиться за коротенькую перемену, приходится переходить из одного кабинета в другой, в конце концов, хочется выпить чаю в учительской. Но все-таки, когда выбор в наших руках, насколько осознанно мы его делаем?
Учитель обычно приходит пораньше ради подготовки кабинета к уроку: расставить приборы, разложить раздаточный материал, сделать записи на доске…
Но даже без особой практической необходимости полезно иногда проводить время в кабинете вместе с учениками, чтобы наблюдать за детьми в относительно неформальной обстановке: с кем общается молчаливая девочка с последней парты, находит ли собеседников отличник или всю перемену перечитывает учебник – все как на ладони. Не просто ученики – люди, со своими проблемами, своей жизнью. Можно заметить, кто агрессивен, кто встревожен или отчужден, кто не в настроении (с ним сегодня помягче), кто излишне возбужден (есть минутка поболтать о пустяках, успокоить). Случаются интересные разговоры, не только «вообще», но и научные. Их трудно прервать по звонку, они влияют на содержание урока.
Но именно поэтому педагоги порой не любят оставаться на перемене в кабинете вместе с учениками: им хочется сохранить дистанцию, избежать неделовых разговоров, придерживаться продуманного плана. Им кажется, что так они удерживают инициативу в своих руках.
На самом деле учитель, оказавшийся в кабинете первым, сразу становится «хозяином территории». Он может сразу включать в работу появляющихся учеников, обращаясь с мелкими просьбами. Аккуратная девочка с хорошим почерком охотно напишет вместо педагога на доске условия задачи, предложения для разбора. Заодно подумает заранее над решением. Девочки с хорошим почерком не всегда умеют быстро решать задачи, но хотят добиться успеха. Мальчишки, таская приборы из лаборантской, успеют наполниться желанием повертеть рукоятки, попереливать всякие вещества из пробирки в пробирку. А учитель, освободившись от рутины, наконец сосредоточится на педагогической работе: спросит каждого ребенка, как дела, сам что-то расскажет, обсудит новости – словом, восстановит контакт с учениками до начала урока. Особенно это важно после каникул, когда дети несколько отвыкли от школы, преподавателей, одноклассников.
Иногда педагог держит детей под дверью до звонка, а потом запускает всех сразу, требуя к тому же построиться, входить по одному (по парам). Эта ситуация оправданна, если ученики должны одновременно начать работу, к примеру, итоговую контрольную. Или приступить к лабораторной в кабинете, где на столах расставлены небезопасные приборы и реактивы. Дисциплинарный момент подчеркивает серьезность происходящего на занятии, усиливает авторитет учителя. Особенно эффективно это действует на мальчиков. Им проще построиться, чем выслушивать долгие инструкции о правилах поведения и технике безопасности.
Последний вариант: дети давно в классе, а учитель входит со звонком. Он спешит к своему столу и более или менее шумно опускает на него журнал, прихваченный впопыхах из учительской.
Один и тот же жест, фраза несут в себе различное содержание в зависимости от того, что за ними следует, какую реакцию они вызывают.
Если педагог, энергично бросив журнал на учительский стол, после краткого приветствия немедленно начинает что-то диктовать, задавать вопросы, урок обещает быть динамичным, даже азартным. Учитель явно горит желанием приступить к интересной работе. И дети не остаются равнодушными.
Тот же самый жест, сопровождаемый замечаниями, сердитыми или колкими высказываниями в адрес детей, становится свидетельством внутреннего раздражения учителя. Эти эмоции, естественно, передаются ученикам.
Если на появление педагога в классе, на стук журнала ребята не обратили внимания, продолжая разговоры и забавы, начатые на перемене, ясно, что контакт между учителем и учениками отсутствует. Чтобы организовать общую работу на уроке, придется заняться сначала установлением отношений.
Не обязательно обращаться с коллективными призывами к тишине, тем более с угрозами. Можно пройти по классу, обменяться с несколькими учениками краткими репликами: «Как дела? Домашняя задачка получилась? Тебе нужна ручка? Попроси у соседей». Это поможет ребятам заметить ваше присутствие в классе, настроиться на работу.

За закрытыми дверями

Обычно уроки проходят за закрытой дверью. Только стоит подумать, хотите ли вы закрыть за собой дверь сразу. С одной стороны, этим жестом вы замыкаете пространство, отгораживаетесь от внешнего шума, концентрируетесь на работе. С другой стороны, опоздавшие дети (дежурные по столовой, к примеру, девочки, которые долго переодеваются после физкультуры) не смогут войти незаметно и бесшумно – придется стучаться, отвлекать учителя, весь класс. Открытая дверь в первые минуты урока позволяет избежать конфликтов с опоздавшими. Если вас беспокоит проблема дисциплины, ее можно обсудить с конкретными ребятами после урока.
Как ни странно, открытая дверь отчасти заставляет учеников умолкнуть. Они сознают, что их голоса разносятся по тихому коридору. А стоит ли привлекать внимание случайно прошедшего мимо директора? И педагога открытая дверь побуждает произнести что-то содержательное и дружелюбное. Он так же полуосознанно учитывает возможность быть услышанным коллегами и начальством.

Классная доска

Доска – первое, на что дети обращают внимание перед началом занятий. Если она вся густо исписана, это настораживает и слегка пугает: сколько заданий предстоит разобрать, и каких трудных… Привычные надписи «Двадцать пятое января. Тема урока…» остаются практически незамеченными. Оптимальный «будничный» вариант: несколько очень понятных информативных записей: краткий план сегодняшнего урока, основные понятия, которые предстоит изучить, виды работы. Эти записи помогут избежать надоедливых вопросов: «А что мы сегодня будем делать?» Будут способствовать созданию деловой атмосферы.
Иногда на доске могут появиться загадочная цитата, список слов, необычная фотография, картинка. Урок начнется с версий, предположений. Заинтригованные ученики моментально включатся в урок.

Ритуал или неожиданность

Начало занятий может быть традиционным, привычным, а может – ситуативным, неповторимым. И это тоже своего рода урок, который мы даем нашим ученикам.
Постоянство, регулярность – возможность осознать непрерывность, целостность образовательного процесса. Его абсолютную важность по отношению к незначительной повседневной суете. Спонтанность – признание значимости ежедневных изменений, готовность следовать за течением жизни.
Важно, чтобы начало урока не было набором пустых фраз, обращений, на которые никто не реагирует. Так создается ощущение бессмысленности происходящего, демонстрируется неспособность педагога взаимодействовать с классом.
Если каждый урок начинается с дисциплинарных вопросов (выговоры опоздавшим, призывы к тишине, поиски того, кто не готов к уроку, не сделал домашнего задания…), как правило, это свидетельство невыстроенной иерархии отношений, незакончившейся борьбы за лидерство. Учитель всячески стремится усилить свой авторитет, ученики – не все, наиболее активные – также заявляют свои права на лидерство. Иногда бывает полезно показать, «кто в доме хозяин», но вряд ли стоит сводить образовательный процесс к бесконечному перетягиванию каната. Тем более что есть несиловые способы заинтересовать класс, увлечь его работой.
Педагог может объяснить детям смысл первых минут, а может оставить свои намерения в тайне. Но полезно самому себе отдавать отчет, почему урок начался сегодня (как всегда? как часто бывает?) именно с этого.


Идеи для...

Зарядка для ума

Начало урока может быть интеллектуальной зарядкой, «включением мозга», или эмоциональной настройкой для учеников, созданием необходимой атмосферы.
Интеллектуальная разминка – это несколько примеров на умение быстро считать, задачка на сообразительность, внимание, упражнение на координацию движений, конкурс скороговорок.
Эмоциональный настрой создается стихами, короткой притчей, историей из жизни ученого, писателя. Такая зарядка со временем превратится в ритуал, которым смогут руководить сами ученики по очереди. В классе в уголке будут лежать журналы, книги с полезной информацией. Дежурный за перемену быстро подберет что-то подходящее. Кто-то дома покопается – от степени увлеченности зависит. Начало урока постепенно из обычного сольного выступления педагога превратится в коллективное представление, где найдется роль многим ученикам. А педагог станет комментатором, организатором.

Ликвидация склероза

Часто урок начинается с повторения пройденного на прошлом занятии.
Повторение можно проводить в форме регулярных мини-самостоятельных работ (пара задач, ответы на три вопроса по материалам домашнего задания). Это хороший организационный, дисциплинирующий момент. Лучше проводить такие работы на листочках, в маленьких блокнотах. Так и дети меньше тревожатся, чем при работе в больших тетрадях, и педагогу легко проверить ответы на перемене. Можно организовать взаимопроверку в парах прямо на уроке. Сразу обсудить непонятные моменты.
Менее напряженный вариант повторения – заполнение анкет, таблиц. Даже если для ответов на вопросы требуется не столько понимание, сколько эмоциональное отношение, все равно в сознании ребенка актуализируется материал вчерашнего занятия.

Каждый в своем темпе

Бывает трудно начать урок с общей работы. После завтрака, после физкультуры. Про первый урок и говорить нечего. Не все успевают попасть в кабинет вовремя. Если ученики откровенно не торопятся на занятие, ради укрепления дисциплины можно предложить сразу после звонка небольшую письменную работу на 5 минут. Кто не успел, лишился возможности получить хорошую оценку, ему придется потом пересдавать тест, дома дополнительно что-то делать. Есть стимул быть пунктуальным. Но если опоздания связаны с объективными трудностями, можно придумать такое начало урока, чтобы дети безболезненно могли включаться в него в разное время, не разрушая общего дела. К примеру, раздать проверенную контрольную. Сначала каждый трудится над своими ошибками. Через несколько минут – обсуждение типичных проблем. Переходим к новой теме. Те, у кого много ошибок или кто пришел позже, доделывают задание дома. Они ничего важного не пропустили и не испортили хорошего настроения ни себе, ни окружающим.

Рейтинг@Mail.ru