ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ
Школа на фоне модернизации
Что обсуждалось на зимних образовательных конференциях
Год учителя закончился. Педагоги тихо выдохнули и вернулись к
своим повседневным занятиям, которые, впрочем, и в прошедшем, столь
громко названном, году не сильно отличались от привычной круговерти.
Лозунгов, речей и акций было много, это да. Но до того, чтобы ввести в
практику обсуждение с учителями насущных образовательных дел или,
например, сделать их зарплату более привлекательной – до этого,
конечно, не дошло. Тем не менее, провожая старый год, каким бы он ни
сложился, принято оглядываться назад: что-то с облегчением оставить в
прошлом, в чем-то с надеждой разглядеть перспективы будущего развития.
Такими проводами старого года можно было считать научно-практические
конференции и школы, которые по традиции проходили в начале зимы. Не
претендуя на полноту картины, давайте взглянем на некоторые из них,
чтобы понять, какие тенденции в образовании ученые и практики считают
актуальными.
Взгляд с академической кафедры
Конференция «Психология в педагогической деятельности: традиции и
инновации» прошла в Российском государственном педагогическом
университете им. А.И.Герцена, одном из самых известных и уважаемых
вузов в стране. Множество участников – от Новгорода до Приморского
края. Поэтому обсуждения на секциях и «круглых столах» можно считать
срезом общественного педагогического мнения о современном состоянии
образования, среднего и высшего.
Если слушать только доклады на пленарных заседаниях и секциях, то
кажется, что картина вполне благополучная. Ученые проводят исследования
в тех направлениях, которые актуальны сегодня: безопасность
образовательной среды, компетентности педагога, проблемы современной
семьи, внутренние ресурсы субъектов образовательного процесса… Но когда
те же доктора и кандидаты педагогических и психологических наук
начинают в свободном диалоге обсуждать положение дел в школе,
взаимоотношения педагога и ученика, ощущение учителя как субъекта
образовательного процесса, то в высказываниях явно слышится тревога,
если не растерянность. Ведь так или иначе все они общаются с учителями,
бывают в школах в качестве научных руководителей или консультантов. И
увиденное там не дает поводов для оптимизма.
– У нас в крае, к великому сожалению, искореняют
психолого-педагогическую службу, сокращают завучей по воспитательной
работе, боимся, что и институт повышения квалификации закроют. А ведь к
нам из такой глуши учителя добирались. Там школы – последние островки
цивилизации на фоне деградации семьи, волей-неволей практически все
становятся социокультурными центрами. А если лишить их еще и такой
поддержки…
– Да что там, даже в столичных городах психологическое здоровье учителя
оставляет желать лучшего. На фоне модернизации… Особенно те, кому за
пятьдесят, с ужасом ждут, когда их начнут экзаменовать, плохо
справляются с ведением электронных дневников, сопротивляются, когда их
заставляют вести платные группы. А ведь эти учителя несут культуру и
традиции. Столько усилий, стрессов – ради чего? Модернизация ради
модернизации? Учителя явно не понимают ее целей и задач. Хорошо бы им
объяснить и помочь адаптироваться к новым требованиям.
– Вряд ли можно объяснить то, чего нет. Спускают документы те, кто
просто оперирует словами. Модернизация – такой же симулякр, как и то,
что происходило 40–50 лет назад. Разработчики не понимают слов, которые
пишут. А мученики от педпрактики не понимают, что это словесная мишура.
Отметили и то, что переход к новым ценностям и стилю работы явно могли
бы совершить молодые педагоги. Но в школу они и раньше шли крайне
неохотно, а реформа высшего образования еще и усилила эту тенденцию.
Форма бакалавриата входит в противоречие с качественной подготовкой
предметников, настроенности на педагогическую деятельность у студентов
нет.
И как апогей метаний учителей, затурканных непонятными требованиями и
оглушенных громкими, но туманными терминами, одна из участниц
обсуждения цитирует запрос к институту повышения квалификации: нам бы
освоить нанотехнологии в образовательном процессе… В этой
ошеломительной по своей наивности фразе – вся суть происходящего в
школе.
Впрочем, ученые – люди конструктивные. Они не останавливаются на
сетованиях и пытаются рассуждать о том, где можно искать выход даже из
этой ситуации, когда от учителя требуют пойти туда, не знаю куда, и
принести то, не знаю что. Двигаться вперед, конечно, надо. Главное,
соблюдать баланс инноваций и традиций, потеря которых обернется не
меньшей бедой, чем топтание на месте. Но нужно быть готовыми к тому,
что движение потребует дополнительных сил. Этот барьер нужно пройти, и
лучше потратить энергию на его преодоление, чем на сопротивление.
А что делать с размытостью формулировок и невнятностью целей
модернизационных призывов? Об этом спорили, уже покидая аудиторию, то и
дело останавливаясь в коридоре. Выходило, что путь у педагога один:
ставить собственные задачи в контексте провозглашенных лозунгов –
слова-то в них все правильные, остается наполнить их смыслом.
Социальное партнерство
Другой аспект образования рассматривали на конференции «Образование и
культура без границ», организованной Институтом образования взрослых
РАО и Союзом музеев России и на первый взгляд ничего общего не имеющей
с проблемами школы. Но только на первый. Кто как не учителя вынуждены
дотягивать хотя бы до минимального уровня детей мигрантов, а подчас и
их родителей вводить в контекст чужой для них культуры? Кто поневоле
занимается просвещением семей? Но учитель не должен быть единственным
ответственным за эту очень сложную сферу образования – образования в
самом широком смысле этого слова. Ему могут помочь в первую очередь…
музейные работники.
Звучит непривычно. Первая мысль при перелистывании программы
конференции: а при чем тут музеи? Мигранты на русском языке-то говорят
с трудом, а местные жители заглянут вместе с ребенком в музей и забудут
о нем назавтра. Мысль вторая, после некоторого размышления: где же, как
не в музее, расширять образовательное пространство. Здесь-то как раз
живут традиции, культурная среда и составляет ткань музейного
существования. А информация, содержащаяся в экспозициях, менее
формализована, чем школьный объем знаний. При этом форма подачи
предполагает большую свободу и гибкость взаимодействия. Дает простор
для самостоятельного движения в культуре. Главный вопрос: согласятся ли
музейные работники стать учителями – в широком смысле этого слова.
Петербургские музейщики и гости из Белоруссии, Армении, Украины,
Казахстана не просто согласились, но и увлеченно обсуждали формы
музейно-педагогической поддержки семей, детей, педагогов. Готовится
программа адаптации к условиям мегаполиса. Это знакомство с культурой
современного многонационального города. В пространстве музея проводятся
арт-терапевтические занятия с детьми и педагогами, курсы, дающие
первичную компьютерную грамотность. Здесь создается поле для диалога с
ребенком, ведь он учится вместе с родителями и, часто владея русским
языком лучше взрослых, чувствует свою значимость. И ценность своих
школьных усилий.
Одним словом, при разумно выстроенном сотрудничестве школа может немало
почерпнуть у тех, кто разрабатывает эти программы.
Право голоса
Много за прошедший год было представлено программ и проведено важных и
содержательных мероприятий, только голоса самих учителей можно было
услышать не часто. Наверное, они были очень заняты: работали. Впрочем,
кое-где региональные управленцы нашли возможность собрать своих
педагогов не для дежурно-парадного заседания, а для содержательного
разговора. Блистательный пример такой празднично-деловой встречи –
Форум «Воспитание 2010», проведенный в декабре на базе Ульяновского
ИПКиПРО. Насколько педагогам было важно участие в этой
научно-практической школе, было проверено в первый же день. Накануне
область парализовал буран: мороз, ветер, снег по колено, дороги замело.
Организаторы еще утром были уверены: соберутся только городские школы,
из районов не доедут. Добрались почти все, хоть и с опозданием. В шутку
переименовали Школу в научно-арктическую и включились в работу.
Вернее, началась она задолго до этого дня. Организаторы предложили
педагогам, которые решат, что им нужно участие в форуме, прислать
заявку с описанием воспитательной практики, которую они хотят
представить коллегам и экспертам, приглашенным и местным, ульяновским,
для дальнейшего ее обсуждения. По результатам отбора заявок осталось
двадцать семь учебных заведений, представителей которых и пригласили на
форум.
Получился своеобразный фестиваль воспитательных пространств Ульяновской
области. Делясь впечатлениями в перерывах, педагоги отмечали, насколько
им был важен опыт публичной презентации; вопросы и советы экспертов,
которые давали возможность увидеть свою работу со стороны и наметить
перспективы развития. Но самой, пожалуй, интересной, по крайней мере
для стороннего наблюдателя, стала картина, постепенно, как мозаика,
складывавшаяся из докладов: какие направления, идеи актуальны сейчас
для школ области. Насколько они отвечают вызовам времени.
Оказалось, что педагоги на самом деле стараются выстраивать
воспитательную работу в соответствии с социальными запросами.
Значительное количество школ поддерживает национальную идентификацию
мордовских и чувашских семей – эти народы проживают в Среднем Поволжье.
Где-то для этого используются кружки, другие школы выбрали форму
театрализации, интерактивного музея, фестиваля народных праздников.
Волонтерство постепенно, но уверенно входит в обиход школьников,
особенно на селе. Это и понятно: жизнь здесь более общинная, чем в
городе, тех, кто нуждается в помощи – чаще всего это
старики, – видно сразу. Хорошо и пожилым людям, получающим
помимо хозяйственной поддержки возможность общения, и самим ребятам.
Зачастую это не самые академически успешные ученики, волонтерство же
дает им основание для поднятия самооценки. Впрочем, это движение – еще
одна примета социокультурного «школоцентризма». Здесь же – привлечение
семей в качестве носителей культурных традиций; музеи, развивающиеся в
самых разных направлениях; наполнение внеурочного пространства:
киноклуб, туризм, поисковая деятельность, школьная газета. Неторопливо
и незаметно школа на селе и в небольших городах совершает просто
героические усилия, сохраняя культурные традиции, наполняя культурным
содержанием жизнь ребят и взрослых.
И так мало требует взамен. «Мне очень жаль, что эти три дня
закончились, и какое счастье, что они были. Самое главное –
это атмосфера, нас так внимательно и доброжелательно слушали». Эти
слова произнесла одна из участниц под занавес форума.