Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ


Куценко Елена

Школа на фоне модернизации

Что обсуждалось на зимних образовательных конференциях

Год учителя закончился. Педагоги тихо выдохнули и вернулись к своим повседневным занятиям, которые, впрочем, и в прошедшем, столь громко названном, году не сильно отличались от привычной круговерти. Лозунгов, речей и акций было много, это да. Но до того, чтобы ввести в практику обсуждение с учителями насущных образовательных дел или, например, сделать их зарплату более привлекательной – до этого, конечно, не дошло. Тем не менее, провожая старый год, каким бы он ни сложился, принято оглядываться назад: что-то с облегчением оставить в прошлом, в чем-то с надеждой разглядеть перспективы будущего развития. Такими проводами старого года можно было считать научно-практические конференции и школы, которые по традиции проходили в начале зимы. Не претендуя на полноту картины, давайте взглянем на некоторые из них, чтобы понять, какие тенденции в образовании ученые и практики считают актуальными. 

Взгляд с академической кафедры

Конференция «Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации» прошла в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена, одном из самых известных и уважаемых вузов в стране. Множество участников – от Новгорода до Приморского края. Поэтому обсуждения на секциях и «круглых столах» можно считать срезом общественного педагогического мнения о современном состоянии образования, среднего и высшего.
Если слушать только доклады на пленарных заседаниях и секциях, то кажется, что картина вполне благополучная. Ученые проводят исследования в тех направлениях, которые актуальны сегодня: безопасность образовательной среды, компетентности педагога, проблемы современной семьи, внутренние ресурсы субъектов образовательного процесса… Но когда те же доктора и кандидаты педагогических и психологических наук начинают в свободном диалоге обсуждать положение дел в школе, взаимоотношения педагога и ученика, ощущение учителя как субъекта образовательного процесса, то в высказываниях явно слышится тревога, если не растерянность. Ведь так или иначе все они общаются с учителями, бывают в школах в качестве научных руководителей или консультантов. И увиденное там не дает поводов для оптимизма.
– У нас в крае, к великому сожалению, искореняют психолого-педагогическую службу, сокращают завучей по воспитательной работе, боимся, что и институт повышения квалификации закроют. А ведь к нам из такой глуши учителя добирались. Там школы – последние островки цивилизации на фоне деградации семьи, волей-неволей практически все становятся социокультурными центрами. А если лишить их еще и такой поддержки…
– Да что там, даже в столичных городах психологическое здоровье учителя оставляет желать лучшего. На фоне модернизации… Особенно те, кому за пятьдесят, с ужасом ждут, когда их начнут экзаменовать, плохо справляются с ведением электронных дневников, сопротивляются, когда их заставляют вести платные группы. А ведь эти учителя несут культуру и традиции. Столько усилий, стрессов – ради чего? Модернизация ради модернизации? Учителя явно не понимают ее целей и задач. Хорошо бы им объяснить и помочь адаптироваться к новым требованиям.
– Вряд ли можно объяснить то, чего нет. Спускают документы те, кто просто оперирует словами. Модернизация – такой же симулякр, как и то, что происходило 40–50 лет назад. Разработчики не понимают слов, которые пишут. А мученики от педпрактики не понимают, что это словесная мишура.
Отметили и то, что переход к новым ценностям и стилю работы явно могли бы совершить молодые педагоги. Но в школу они и раньше шли крайне неохотно, а реформа высшего образования еще и усилила эту тенденцию. Форма бакалавриата входит в противоречие с качественной подготовкой предметников, настроенности на педагогическую деятельность у студентов нет.
И как апогей метаний учителей, затурканных непонятными требованиями и оглушенных громкими, но туманными терминами, одна из участниц обсуждения цитирует запрос к институту повышения квалификации: нам бы освоить нанотехнологии в образовательном процессе… В этой ошеломительной по своей наивности фразе – вся суть происходящего в школе.
Впрочем, ученые – люди конструктивные. Они не останавливаются на сетованиях и пытаются рассуждать о том, где можно искать выход даже из этой ситуации, когда от учителя требуют пойти туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что. Двигаться вперед, конечно, надо. Главное, соблюдать баланс инноваций и традиций, потеря которых обернется не меньшей бедой, чем топтание на месте. Но нужно быть готовыми к тому, что движение потребует дополнительных сил. Этот барьер нужно пройти, и лучше потратить энергию на его преодоление, чем на сопротивление.
А что делать с размытостью формулировок и невнятностью целей модернизационных призывов? Об этом спорили, уже покидая аудиторию, то и дело останавливаясь в коридоре. Выходило, что путь у педагога один: ставить собственные задачи в контексте провозглашенных лозунгов – слова-то в них все правильные, остается наполнить их смыслом.

Социальное партнерство

Другой аспект образования рассматривали на конференции «Образование и культура без границ», организованной Институтом образования взрослых РАО и Союзом музеев России и на первый взгляд ничего общего не имеющей с проблемами школы. Но только на первый. Кто как не учителя вынуждены дотягивать хотя бы до минимального уровня детей мигрантов, а подчас и их родителей вводить в контекст чужой для них культуры? Кто поневоле занимается просвещением семей? Но учитель не должен быть единственным ответственным за эту очень сложную сферу образования – образования в самом широком смысле этого слова. Ему могут помочь в первую очередь… музейные работники.
Звучит непривычно. Первая мысль при перелистывании программы конференции: а при чем тут музеи? Мигранты на русском языке-то говорят с трудом, а местные жители заглянут вместе с ребенком в музей и забудут о нем назавтра. Мысль вторая, после некоторого размышления: где же, как не в музее, расширять образовательное пространство. Здесь-то как раз живут традиции, культурная среда и составляет ткань музейного существования. А информация, содержащаяся в экспозициях, менее формализована, чем школьный объем знаний. При этом форма подачи предполагает большую свободу и гибкость взаимодействия. Дает простор для самостоятельного движения в культуре. Главный вопрос: согласятся ли музейные работники стать учителями – в широком смысле этого слова. Петербургские музейщики и гости из Белоруссии, Армении, Украины, Казахстана не просто согласились, но и увлеченно обсуждали формы музейно-педагогической поддержки семей, детей, педагогов. Готовится программа адаптации к условиям мегаполиса. Это знакомство с культурой современного многонационального города. В пространстве музея проводятся арт-терапевтические занятия с детьми и педагогами, курсы, дающие первичную компьютерную грамотность. Здесь создается поле для диалога с ребенком, ведь он учится вместе с родителями и, часто владея русским языком лучше взрослых, чувствует свою значимость. И ценность своих школьных усилий.
Одним словом, при разумно выстроенном сотрудничестве школа может немало почерпнуть у тех, кто разрабатывает эти программы.

Право голоса

Много за прошедший год было представлено программ и проведено важных и содержательных мероприятий, только голоса самих учителей можно было услышать не часто. Наверное, они были очень заняты: работали. Впрочем, кое-где региональные управленцы нашли возможность собрать своих педагогов не для дежурно-парадного заседания, а для содержательного разговора. Блистательный пример такой празднично-деловой встречи – Форум «Воспитание 2010», проведенный в декабре на базе Ульяновского ИПКиПРО. Насколько педагогам было важно участие в этой научно-практической школе, было проверено в первый же день. Накануне область парализовал буран: мороз, ветер, снег по колено, дороги замело. Организаторы еще утром были уверены: соберутся только городские школы, из районов не доедут. Добрались почти все, хоть и с опозданием. В шутку переименовали Школу в научно-арктическую и включились в работу.
Вернее, началась она задолго до этого дня. Организаторы предложили педагогам, которые решат, что им нужно участие в форуме, прислать заявку с описанием воспитательной практики, которую они хотят представить коллегам и экспертам, приглашенным и местным, ульяновским, для дальнейшего ее обсуждения. По результатам отбора заявок осталось двадцать семь учебных заведений, представителей которых и пригласили на форум.
Получился своеобразный фестиваль воспитательных пространств Ульяновской области. Делясь впечатлениями в перерывах, педагоги отмечали, насколько им был важен опыт публичной презентации; вопросы и советы экспертов, которые давали возможность увидеть свою работу со стороны и наметить перспективы развития. Но самой, пожалуй, интересной, по крайней мере для стороннего наблюдателя, стала картина, постепенно, как мозаика, складывавшаяся из докладов: какие направления, идеи актуальны сейчас для школ области. Насколько они отвечают вызовам времени.
Оказалось, что педагоги на самом деле стараются выстраивать воспитательную работу в соответствии с социальными запросами. Значительное количество школ поддерживает национальную идентификацию мордовских и чувашских семей – эти народы проживают в Среднем Поволжье. Где-то для этого используются кружки, другие школы выбрали форму театрализации, интерактивного музея, фестиваля народных праздников.
Волонтерство постепенно, но уверенно входит в обиход школьников, особенно на селе. Это и понятно: жизнь здесь более общинная, чем в городе, тех, кто нуждается в помощи – чаще всего это старики, – видно сразу. Хорошо и пожилым людям, получающим помимо хозяйственной поддержки возможность общения, и самим ребятам. Зачастую это не самые академически успешные ученики, волонтерство же дает им основание для поднятия самооценки. Впрочем, это движение – еще одна примета социокультурного «школоцентризма». Здесь же – привлечение семей в качестве носителей культурных традиций; музеи, развивающиеся в самых разных направлениях; наполнение внеурочного пространства: киноклуб, туризм, поисковая деятельность, школьная газета. Неторопливо и незаметно школа на селе и в небольших городах совершает просто героические усилия, сохраняя культурные традиции, наполняя культурным содержанием жизнь ребят и взрослых.
И так мало требует взамен. «Мне очень жаль, что эти три дня закончились, и какое счастье, что они были. Самое главное – это атмосфера, нас так внимательно и доброжелательно слушали». Эти слова произнесла одна из участниц под занавес форума.

Рейтинг@Mail.ru