А подайте-ка сюда универсальные навыки!
Только школы подстроились под ЕГЭ, как уже нужно подстраиваться под стандарт
«И снова – за листы поэм, за кисти, за рояль…»
Красиво. В этом стихотворении еще так: «Идти, идти, идти, пока стучат
сердца, и знать, что нету у пути ни меры, ни конца». Устремленно и
бодро начнем работать в новом году!
Судя по вашим письмам, праздничная передышка была потрачена не столько
на отдых, сколько на приведение в порядок мыслей. Люди пытались
вникнуть в проект закона
«Об образовании», но убеждались, что он нечитабелен. Изучали проект
Стандартов для средней и старшей школы – удивлялись, сопоставляя с
реальностью. И даже находили время, чтобы поделиться своими мыслями…
«Уже идите, оказывайте уроки!»
Были каникулы. Многие учителя успели восстановиться, собраться
с
силами, некоторые даже отменили свое решение уйти из школы, ведь
главное – правильно настроиться.
Например, смириться, поняв: «Человек, оканчивающий массовую школу,
вполне подпадает под новый вид homo anxius, что означает «человек
озабоченный», тревожный, беспокоящийся, снедаемый страхом, «вымученный»
и, понятное дело, некоторым образом поврежденный, хотя это уже не из
латыни», – пишет учитель. Так он видит, но ведь и сам участвует в
производстве...
Рассказывает ученик: «В течение последних трех классов наша учительница
алгебры и геометрии почти на каждом уроке повторяет: «Будь моя воля, мы
бы с вами все это проходили совсем не так, и программа была бы совсем
другая… про это я вам не рассказала, и это мы не успеваем, а все
потому, что моя задача – натаскать вас, как собачек Павлова, на
примеры, которые могут встретиться в ЕГЭ». А когда после уроков мы
оставались в классе просто поболтать или когда встречались вне школы,
она рассказывала столько интересностей, так причудливо связывала
математику с остальным миром, что мы диву давались».
С одной стороны, жаль, что талантливая учительница демонстрирует детям
пример подчинения воли, дает образец поведения принуждаемого. Но с
другой – «такая теперь жизнь», сказано же, что образование –
услуга, а ЕГЭ, по сути, – стандарт на услугу. Ты нанятый работник, иди
и «оказывай уроки», как формулируют теперь чиновники.
Хранители выходов
Между тем январь, «возгонка» детей к ЕГЭ вошла в активную
фазу. Трудно
назвать знаниями то, что запечатлевается в сознании учеников в процессе
натаскивания, но кому нужны реальные знания? «Задача школы – чтобы все
написали ЕГЭ» – это говорится прямым текстом даже детям.
Разъясняется: без аттестатов и дипломов работодатели с вами и
разговаривать не будут.
Глупости? Точно ли, что человек, не прошедший школу подчинения и
принуждения (о чем аттестат), не котируется? Вряд ли, но факт:
большинство выпускников теряются в отсутствие команд. Все идут в вуз
«на продолжение», потом еще куда-то на учебу, потом еще под чье-то
начало. Никто не чувствует себя уверенным и самодостаточным.
Полная ликвидация безграмотности – это актуально
Сдал – не сдал, вовремя – опоздал, сделал правильно – неправильно, есть
ошибки – нет ошибок. Этот круг элементарной коррекции и есть мир забот
среднестатистического учителя. Прокатывает до сих пор, потому что
зависимость – первая школьная заповедь. У нас и одиннадцатиклассник
прячется за колонну или ныряет в раздевалку, завидев учителя, которому
он что-то не сдал. Уважает!
А в новых стандартах что написано? Обязательная часть основной
программы образования составляет 40%, а часть, формируемая участниками
образовательного процесса, – 60% от общего объема; в учебный план
входят обязательные для изучения учебные предметы, выполнение
обучающимися индивидуального проекта и выбранные обучающимися учебные
предметы, курсы из указанных предметных областей…
То есть у каждого старшеклассника будет свой учебный план. Учителя
сильно сомневаются. И нам пишут: «Оканчивая 9 класс, многие школьники
не умеют читать, пишут кое-как, а мы им изо дня в день новые понятия и
умения по физике, по химии, по биологии и т.д. – этого требует
фундаментальное ядро. Да зачем? Придет время, и если ему понадобятся
знания о чем-то, он их найдет, но только при условии, что школа не
выработала у него ненависти к мысли и к письменному слову вообще».
Картинка такая: учителя ничего не могут, ученики ничего не знают, а
методисты на местах в срочном порядке сочиняют «примерные» учебные
планы для учителей и учеников. В конце концов, пусть.
Отвечайте, «да» или «нет»?
Рулить чужими планами тоже непросто. С методистов спрашивают протоколы
обсуждений. В каникулы среди завучей московских школ проводился опрос
на тему нового стандарта старшей школы, речь шла о распределении часов
между воспитательными и научными уроками, базовыми и профильными.
«Поскольку тема животрепещущая, – рассказывает участница опроса, – я не
только ответила «да» или «нет» на бланке опросника, но и написала на
нескольких листах свои замечания. Листочки у меня не взяли, мол, все
равно это никто читать не будет».
А вот мы почитали: «Все в стандарте прекрасно расписано – и родная
словесность есть, и образовательная область «искусство», но механизм
выбора – три-четыре предмета по желанию и три-четыре по
обязанности – таков, что ни литературу, ни искусство никто
брать не будет. Ведь ни русского, ни математики нет в обязательных
предметах, а по ним обязательный ЕГЭ!»
Когнитивный диссонанс налицо: только школы под ЕГЭ подстроились,
смирились с тем, что он и есть стандарт, к нему и надо готовить детей,
как на теле образования поднялась еще одна голова и стала требовать
пищи: «Стандарт – это я, подайте мне универсальные навыки, из которых
главный – самоопределение».
М-да. Что-то будет. Пока-то мы практикуем ЕГЭ-поклонство, а дальше?