Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Кому это «нано»?

Новый год, порядки новые: в пилотных школах страны уже изучают «нано». Пока факультативно, но не за горами включение курса в школьную программу. Уже издаются учебники и книги, уже ведется обучение учителей – департамент образования «Роснано» (есть и такой!) развернулся не на шутку. Пишет учитель физики: «В каникулы ездили на учебу по «Введению в нанотехнологии», к счастью, бесплатно. Все пособия тоже бесплатны. Но и работаем пока бесплатно, говорят, это зависит от финансовой политики школы. А те 27 миллионов рублей, которые «Роснано» вложило за год в этот проект, учителей не касаются. Что же по сути, то пока понятно лишь то, что нанотехнологии – это интеграция дисциплин естественно-научного цикла. Пока предлагаются новые методы в рамках традиционных предметов, но стилистически они довольно далеки от школьной реальности. Пока кажется, что цели проекта не образовательные, а совсем иные».

Странная штука: в школьную программу норовит влезть всякий, у кого есть деньги или влияние. Влезть, потом выбить статус «обязательное» и финансироваться из бюджета. И никаких им препон!
За комментарием мы обратились к правозащитнику Игорю КОРНИЛОВУ. Он рассказал:
– Возможно, школьной биологии не помешают разделы из микробиологии, химии – из коллоидной химии, а физике – из физики высоких энергий, равно как и познания о наномире. Но какова логика введения предмета «нанотехнологии»? Та же, что при введении религиозной культуры и занятий патриотизмом: это ловушка для учеников в стране, где развитая личность – с подвижным умом, склонная к целостному критичному восприятию мира – никому не нужна.
В том и вопрос: а будут ли востребованы государством столь высокообразованные личности? Невостребованность профессионалов, недооценка оригинального мышления – трагическая реальность сегодняшнего дня.
Конечно, необходимость комплексного преподавания предметов, даже их синхронизации в процессе преподавания, чтобы каждый был согласован и дополнял другой, назрела. Но это касается не только технических дисциплин, но и культурно-гуманитарных, занятий искусством. Грамотного инженера без этого не сформировать.
Отдавая предпочтение техническим предметам, мы совершаем непоправимый перекос. И образование дает сбои, как в известной шутке про экзамен, когда ученик заявляет, что он понял, что переменный ток – это синусоида, но так и не уловил, почему в таком случае провода прямые.
Я думаю, на местах не обязательно будут поддерживать и финансировать те образовательные начинания, которые идут вразрез с региональной политикой, со спецификой региона. На местах стремятся удержать молодежь, предпочитают программы, важные для развития своего региона, а федеральные программы зачастую способствуют миграции молодежи.
…Выходит, опять вся надежда –  на разумное решение региональных властей.

Рейтинг@Mail.ru