Кому это «нано»?
Новый год, порядки новые: в пилотных школах страны уже изучают
«нано». Пока факультативно, но не за горами включение курса в школьную
программу. Уже издаются учебники и книги, уже ведется обучение учителей
– департамент образования «Роснано» (есть и такой!) развернулся не на
шутку. Пишет учитель физики:
«В каникулы ездили на учебу по «Введению в нанотехнологии», к счастью,
бесплатно. Все пособия тоже бесплатны. Но и работаем пока бесплатно,
говорят, это зависит от финансовой политики школы. А те 27 миллионов
рублей, которые «Роснано» вложило за год в этот проект, учителей не
касаются. Что же по сути, то пока понятно лишь то, что нанотехнологии –
это интеграция дисциплин естественно-научного цикла. Пока предлагаются
новые методы в рамках традиционных предметов, но стилистически они
довольно далеки от школьной реальности. Пока кажется, что цели проекта
не образовательные, а совсем иные».
Странная штука: в школьную программу норовит влезть всякий, у кого есть
деньги или влияние. Влезть, потом выбить статус «обязательное» и
финансироваться из бюджета. И никаких им препон!
За комментарием мы обратились к правозащитнику Игорю КОРНИЛОВУ. Он
рассказал:
– Возможно, школьной биологии не помешают разделы из микробиологии,
химии – из коллоидной химии, а физике – из физики высоких
энергий, равно как и познания о наномире. Но какова логика введения
предмета «нанотехнологии»? Та же, что при введении религиозной культуры
и занятий патриотизмом: это ловушка для учеников в стране, где развитая
личность – с подвижным умом, склонная к целостному критичному
восприятию мира – никому не нужна.
В том и вопрос: а будут ли востребованы государством столь
высокообразованные личности? Невостребованность профессионалов,
недооценка оригинального мышления – трагическая реальность сегодняшнего
дня.
Конечно, необходимость комплексного преподавания предметов, даже их
синхронизации в процессе преподавания, чтобы каждый был согласован и
дополнял другой, назрела. Но это касается не только технических
дисциплин, но и культурно-гуманитарных, занятий искусством. Грамотного
инженера без этого не сформировать.
Отдавая предпочтение техническим предметам, мы совершаем непоправимый
перекос. И образование дает сбои, как в известной шутке про экзамен,
когда ученик заявляет, что он понял, что переменный ток – это
синусоида, но так и не уловил, почему в таком случае провода прямые.
Я думаю, на местах не обязательно будут поддерживать и финансировать те
образовательные начинания, которые идут вразрез с региональной
политикой, со спецификой региона. На местах стремятся удержать
молодежь, предпочитают программы, важные для развития своего региона, а
федеральные программы зачастую способствуют миграции молодежи.
…Выходит, опять вся надежда – на разумное решение
региональных властей.