Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2011
Первая тетрадь
Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ


Олейников Алексей

От страха, паники и ужаса...

Депутаты одобрили, а президент подписал новый закон о защите детей от негативной информации

В начале января президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон был принят в ударные сроки, буквально под бой курантов: 21 декабря его одобрила Госдума, а 24-го – Совет Федерации. Напомним, что 30 ноября президент обнародовал свое послание Федеральному собранию, которое было в значительной степени посвящено проблемам подрастающего поколения. Видимо, в поддержку президентской инициативы и был спешно разработан данный законопроект.

При условии победы добра

Разработчики сопроводили закон пояснительной запиской, которую будет уместно процитировать.
Итак, по мысли авторов, сегодня «родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации», так как мир слишком сложно устроен. Слишком высок «уровень развития массовых коммуникаций и информационных технологий», а СМИ не стремятся к самоцензуре.
Поэтому «переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки».
А данный федеральный закон «направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности».
Каким же образом новый закон будет защищать детей от «разрушительного информационного воздействия»?
Давно нам знакомым. «Федеральный закон вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение».
Также теперь «недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью».
Впрочем, авторы не призывают растить наших детей в теплицах. Они трезво мыслят, их закон «не преследует цели оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти». Они вполне допускают, что «доносить до детей такого рода информацию необходимо». Но «тогда, когда они способны ее понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила вреда их психическому здоровью».
И «даже маленьким детям можно рассказывать о насилии, но выражая при этом сострадание к жертве и при условии, что в итоге добро обязательно побеждает зло».
В завершение разработчики выражают надежду, что закон «будет способствовать формированию гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребенка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости».
В общем, пояснительная записка полна благих пожеланий и правильных слов, правда, уже слегка поистершихся от частого употребления. Сам текст закона гораздо интереснее.

Рекламу не трогать

Статья первая настоящего ФЗ поясняет, что данный закон регулирует «отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию…». Однако во втором пункте этой статьи тут же выясняется, что на рекламу закон не распространяется. Что, в общем, логично – отношения в сфере рекламы регулируются законом о рекламе. Который, правда, не слишком мешает производителям продвигать, например, слабоалкогольные и энергетические напитки (рассчитанные как раз на употребление подростками).
Закон вводит в юридический оборот ряд новых понятий. Таких как, например, информационная безопасность детей (состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью), информационная продукция (к ней относятся книги, периодика, аудио и видео на любых носителях, программы, любые зрелищные мероприятия, теле и радиотрансляции) или знак информационной продукции (обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией).

Детям от и до...

На классификации следует остановиться отдельно. Новый закон делит детей на четыре возрастные категории: до шести лет, от шести до двенадцати, от двенадцати до шестнадцати и старше шестнадцати.
И соответственно все книги, программы, спектакли, игры, журналы, газеты и прочая продукция для детей маркируются «в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления». Знак информационной продукции должен быть везде – на обложках книг, афишах, билетах, в титрах перед показом фильма или в виде звукового сообщения перед началом спектакля.
Детям до шести, до двенадцати, до шестнадцати…
Что же запрещено? От чего наши дети могут испытать «страх, ужас или панику»?
Безусловно, запрещен весь экстремальный набор, уже не раз продублированный в нашем законодательстве: нельзя побуждать детей к членовредительству и самоубийству, пропагандировать наркотики, табак, алкоголь во всех видах, склонять к занятиям проституцией, азартным играм, бродяжничеству и попрошайничеству, призывать к насилию или оправдывать его. Кроме этого в информационной продукции для детей запрещено отрицать семейные ценности и формировать «неуважение к родителям и (или) другим членам семьи», оправдывать противоправное поведение, содержать нецензурную брань и порнографию. Теле и радиотрансляции подобного содержания могут выходить в эфир только с 23 до 4 часов.
Карлсон, который живет на крыше, кстати, вполне попадает в эти рамки. Он склоняет Малыша к бродяжничеству, затаскивает его на крышу (действие, могущее причинить вред здоровью), ворует плюшки (оправдание противоправного поведения) и всем своим поведением формирует неуважение к родителям.
Что же до четырех возрастных категорий, то они различаются в деталях.
Так, до шести допустимы лишь «эпизодические ненатуралистические изображения физического или психического насилия (за исключением сексуального) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве или осуждения насилия».
С шести с детьми можно говорить также о болезнях (но только не о тяжелых) и ненатурально описывать несчастные случаи или ненасильственную смерть «без демонстрации их последствий» и даже описывать антиобщественные действия, при этом осуждая их.
Двенадцать лет – возраст серьезный. Здесь авторы закона позволяют уже изредка изображать жестокость и насилие. Условия те же – никакого натурализма, выражение сочувствия и осуждение жестокости, насилия. Правда, за одним исключением – если только это насилие не применяется «в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства».
Также в двенадцать лет дети имеют право узнать о сексе (без подробностей) и о том, что люди пьют, курят, играют в азартные игры и употребляют наркотики (с непременным осуждением этих занятий и без демонстрации).
Шестнадцать лет – по сути те же двенадцать, только разрешаются «отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани».

Чем займется Госдет

Определять категорию своего продукта должны сами производители. Однако без присмотра они, разумеется, не останутся.
Этим займется «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». То есть его пока нет, но он обязательно будет. Уж в этом-то можно не сомневаться.
Задачи этого грядущего Госдета просты: «надзор за соблюдением», «разработка единой политики и федеральных целевых программ» и «установление порядка проведения экспертизы информационной продукции».
Судя по всему, предполагается, что основной контроль будут вести «общественные объединения и иные некоммерческие организации, а также граждане». Они будут вести «мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания «горячих линий»», а в случае нарушений обращаться в наш пресловутый Госдет.
Тот, в свою очередь, будет выбирать экспертов (или экспертные организации) и назначать экспертизу. В качестве экспертов могут привлекаться все, кто имеет «высшее профессиональное образование» и обладает «специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии», за исключением судимых за «тяжкие и умышленные» и тех производителей, чью продукцию оценивают.
Расходы на проведение экспертизы будут возмещаться «в порядке, установленном» тем же Госдетом. Учитывая, что экспертов будет аккредитовать тот же вышеуказанный орган, получается вполне достойная схема заработка для узкого круга лиц.
Кстати, общий срок экспертизы по закону – не более 120 дней. Почти полгода. За это время тираж книги (самого «долгоиграющего» информационного продукта), уличенной, например, в порнографии, будет распродан не меньше чем наполовину.

Обяжут всех!

Относительно экспертизы совершенно определенно в интервью радиостанции «Эхо Москвы» высказалась Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии. Охарактеризовав закон как «совершенно бессмысленный», она заявила: «Я не знаю критериев оценки этой информации и боюсь, что из возрастных физиологов этого не знает никто. Боюсь, что и возрастные психологи тоже не очень владеют тем, каковы критерии отбора этой информации. Даже когда речь идет о художественных произведениях, говорится о том, что если это суть произведения, то ненормативная лексика возможна, если это не суть произведения, то эта лексика невозможна».
Оборот информационной продукции в школах, колледжах, техникумах в целом регулируется данным федеральным законом. Правда, есть несколько исключений. Во-первых, разработчики вообще не упомянули сферу специального образования. Во-вторых, авторы вывели из сферы действия закона, помимо прочего, грифованные и рекомендованные учебники и учебные пособия. Любезно избавив издательства от лишних затрат.
Закон коснется и интернет-клубов. Их обяжут установить «программно-аппаратные средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью». Первые и последние полосы газет, обложки журналов и книг – нигде не должно быть информации, способной вызвать «страх, ужас или панику».
Все – только внутри, надежно скрытое от пытливых детских глаз. Журналы для взрослых будут продаваться только в запечатанном виде. И не ближе, чем в ста метрах от школ, санаториев и спорткомплексов.
Правда, все это мы увидим только с 1 января 2012 года – когда Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступит в силу.

Рейтинг@Mail.ru