ГОД УЧИТЕЛЯ ЗАВЕРШАЕТСЯ. НО ВРЕМЯ УЧИТЕЛЯ НИКОГДА НЕ ПРОХОДИТ
Одинокое вечное дело
Педагогическая судьба Юлии Фаусек
Замечательный подарок педагогам преподнесло издательство «Форум» в Год
учителя: вышла в свет дилогия о судьбе выдающейся учительницы Юлии
Ивановны Фаусек.
Первая книга – «Русская учительница. Воспоминания Монтессори-педагога»
составлена ученым-психологом Дмитрием Сороковым на основе
неопубликованных рукописей, архивных материалов и публикаций
1900–1920-х гг. Здесь отражены 50 лет жизни героини – детство, учеба в
гимназии и на Бестужевских курсах, встречи с выдающимися людьми своего
времени. Фактический автор – сама Юлия Фаусек. Вторая книга – «Русская
учительница. Семейные истории и метод научной педагогики» написана
Дмитрием Сороковым. В ней документально реконструирован педагогический
метод Юлии Фаусек на фоне ее повседневной жизни и жизни ее окружения.
Читать эти два тома – не начитаться: тут и мемуары, и документы, и
портреты; и наука, и практика, и живая педагогическая мысль. Но главное
впечатление по прочтении – восхищение: какими же интересными,
благородными, мужественными и содержательными были российские учителя в
старое время…
«Работать вы умеете, а это главное»
Сначала было стремление. Юлии Фаусек, рожденной в 1863 году, непросто
было стать тем, кем она хотела, – зоологом. Но стала. Первым в истории
науки женщиной-зоологом, членом Общества естествоиспытателей при
Петербургском университете.
Но тут пришло сомнение. Ей в какой-то момент показалось, что для науки
она не годится. Тогда Юлия Фаусек пошла преподавать в гимназию, лучшую
в Петербурге, Стоюнинскую.
«Как практикантка поначалу не получала никакого вознаграждения, с
девяти до трех дня я работала в гимназии, в три ехала на курсы, где в
зоологическом кабинете трудилась до пяти, от шести до девяти вела урок
за 30 рублей, дома готовила кое-что на урок в гимназию. Зато по
воскресеньям я мчалась в Эрмитаж, иногда – в оперу».
Уроки в гимназии она получила лишь через год, тогда же обзавелась
новыми учителями-педагогами: Владимир Стоюнин, Петр Лесгафт, Александр
Герд.
«Помню, как Стоюнин, испросив разрешения, поприсутствовал на трех моих
уроках. Я принесла кучу препаратов, развесила таблицы и старалась
блеснуть своими знаниями – и блеснула так, что сама себе понравилась.
После звонка Стоюнин догнал меня в коридоре, взял за косу, потрепал
немного: «Хорошая девочка, а бить надо. Надо!» Я страшно смутилась,
готовясь заплакать, решив, что все брошу. А он повел меня в свой
кабинет и мягко, но по-отечески категорично разбранил всю нелепость
моих уроков, несмотря на то, что меня хорошо слушали: “Вы много знаете
– хорошо, вы хотите, чтобы ученицы много знали – это очень хорошо. Но
вы показываете слишком много предметов, внимание учеников рассеивается.
Вызывая к себе интерес, вы не даете никакой активной работы их уму.
Подумайте. И давайте поработаем над планами ваших уроков вместе.
Что-что, а работать вы умеете, это главное”».
«Покончить с неуважительным отношением к личности ребенка»
Обстановка в гимназии была строгая, но демократичная. Наказания не
допускались, оценки не ставились. Ученицы носили одинаковые голубые
сатиновые халаты поверх повседневной одежды и тапочки – их оставляли в
школе. Учителя по субботам и понедельникам собирались вместе, чтобы
говорить о детях. Не вообще – а основательно, согласно правилам
педагогической антропологии, разработанным Петром Лесгафтом. Его работа
«Школьные типы» была настольной книгой и для Юлии Фаусек: «Я
конспектировала ее и возвращалась к ней в трудные минуты жизни, сейчас
понимаю, что общалась с уникальным человеком, создателем и носителем
гуманной педагогической системы».
Суть педагогики, по Лесгафту, – наблюдение и распознавание, а не
воспитание. Он признавал метод, а не методики и технологии. Метод –
целостный и ценностный посыл; одну отправную мысль: ребенок развивается
сам, а педагог внимательно всматривается в происходящее. (Только с этой
позиции можно перестать удивляться записям в дневниках учителей того
времени, где, например, в графе «возраст» обозначалось, сколько ребенок
прожил лет, месяцев и даже дней на момент разговора о нем.)
«Метод научной педагогики, – пишет Юлия Фаусек, – состоял в том, чтобы
в процессе наблюдения за ребенком уметь тщательно разделять: что дала
этому человеку природа, что дала ему окружающая среда и что он сам из
себя сделал».
Педагогический глазомер развивал и сам обычай ведения дневников
индивидуальных наблюдений (строго обязательно, их были пачки и пачки),
и лесгафтовская классификация школьных типов: лицемерный тип,
честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный.
«С восторгом перед душой ребенка»
Педагогика рассматривания – она и об умении взрослого рассматривать
самого себя. «Что сухо, скучно, что не развивает – то не нужно, и
учителю надо иметь мужество усомниться в своих действиях», –
пишет Юлия Фаусек. Это о том, что преждевременной и непосильной
механической нагрузкой мы можем вовсе отвратить детей от радости труда.
А педагогам надо позаботиться о том, чтобы дети умели сами себя спасать
работой в трудное время.
«Умение работать точно и честно, не терять времени, преодолевать
трудности, с любовью и терпением проделывать необходимую в любом
творчестве черновую работу, относиться с интересом и уважением к работе
других – вот главные результаты школьного обучения», – читаем в записях
Юлии Фаусек. Несомненно, но важнее другое: эти качества следует не
прививать, а выводить из природы ребенка.
Я совершенно убедилась, что даже маленький ребенок не есть существо
только играющее, но и мыслящее. Дети познают мир с упорством, радостью,
они способны доводить свои стремления к познанию до чрезвычайных высот,
причем через упорную работу».
И далее, конечно, о создании «благоприятных обстоятельств развития»,
обстановки свободно организованного труда. Как раз то, на чем стоит
педагогика Марии Монтессори, – но задолго до личной встречи с ней в
Италии.
А там вот что: «По моим наблюдениям, дети в саду Монтессори всегда
предпочитают работу, а не игру. В условиях свободного выбора – работа,
а не игрушки».
В обществе Позена и Эйнштейна
Научное мышление, знание языков, общая эрудиция, эстетическая
развитость, широчайший круг общения – все это русская учительница
первой четверти XX века. Века злого в своем начале, трудного и
голодного, отнявшего у нее и мужа, и сыновей, а позже и возможность
заниматься делом своей жизни. Но есть в человеке то, чего не отнять:
умение оставаться собой в любых ситуациях. Из ее записей: «Подобное
возможно при условии четкого представления целей, мобилизации личных
ресурсов, самоограничении – всего того, что на житейском языке называют
закалкой характера».
И многие замечательные люди своего времени, бывшие в ее окружении, –
Гаршин, Ярошенко, Плещеев, Куинджи – очень часто находили в ней опору.
К ней заходила Анна Ахматова. А однажды ей довелось ехать в одном купе
с Эйнштейном.
«Всю дорогу мы беседовали о разных пустяках. Вдруг перед расставанием
он долгим взглядом окинул мою корявую фигурку и произнес: “А знаете,
ведь вы – по-настоящему счастливый человек. Ибо привязаны к великой
цели, а не к людям или вещам”».
Тогда она не смогла осознать смысла сказанного, просто записала в
блокнотик. Да и в последующие годы – мытарства по устройству
Монтессори-садов в России были такие, что не до самоанализа. Но в самом
конце жизни Юлия Фаусек записала:
«Как ни странно, Эйнштейн был прав. Я по-прежнему привязана к известной
мне цели, в работу по Монтессори вся моя жизнь стеклась… хотя многое из
того, о чем мечтала, не получилось».
«Хотя бы и без счастья, но с радостью»
Неповторимость каждого – педагогам этот посыл знаком, но почти никогда
он не воплощается. Удобнее работать, поставив общую задачу, предоставив
один сценарий, всех усреднив. Но тогда чуткость к различиям стирается
очень быстро, начинает зарождаться произвол. В этом смысле записки Юлии
Фаусек весьма поучительны: она все время соскальзывает со штампа.
Например: «Если сегодня мне не все удается, может быть, не удастся
никогда». На самом деле, правда: что-то у тебя никогда не получится, но
это же не трагедия. Плохо – пустые фальшивые ориентиры, подстраивание
под них, особенно – настраивание на них детей».
В последние дни жизни она пишет: «Мой отец перед уходом в свое
последнее плавание написал в блокноте с видами Неаполя на обложке:
“Дочь, надо научиться жить – хотя бы без счастья, но с радостью. Надо
быть сильной, как силен капитан, которому некому передать управление”.
Поэтому – буду работать. Может быть, пригодится коллегам».
«Чтобы нас узнали те, с кем встретиться не было суждено»
Из этой книги: «Неведающие люди в звании педагогов в немалом числе
попадаются и в наше время. Они берутся решать вопросы педагогики на
основании личных предпочтений или опыта с собственными детьми, или
личных измышлений, не имеющих ничего общего с наукой о воспитании…»
Можно не продолжать, мы и так видим, как страдают дети, умаляется
детство, сходят на нет природные задатки – чаще всего из-за произвола и
невежества взрослых в отношении детей. Из-за прекращения педагогической
традиции – тоже.
Между тем лепной майский жук над входом в некогда знаменитую
гуманистическую школу Карла Мая в Петербурге и сегодня «сидит» на своем
месте. Помнят ли нынешние девиз учителей этой школы: «Сперва люблю –
потом учу», начертанный по-латыни. Наверное, ведь память о настоящем
отношении к учительству, конечно же, есть. Она разлита вокруг, просто
мы не можем ее заметить, порой не знаем, куда смотреть.
Но смотреть – важно.
Не случайно Дмитрий Сороков, автор и составитель дилогии о русской
учительнице, закончил презентацию книги такими словами: «У Мориса
Метерлинка в “Синей птице” об отношении живых и ушедших говорится:
“Всякий раз, как вы о нас подумаете, мы просыпаемся и снова видим
вас”».
Хочется добавить: и помогаем.