ГОД УЧИТЕЛЯ ЗАВЕРШАЕТСЯ. НО ВРЕМЯ УЧИТЕЛЯ НИКОГДА НЕ ПРОХОДИТ
«О высоком достоинстве человеческого слова и письма...»
Вчитаемся в темы сочинений, которым исполняется сто лет
Осенью я был в гостях на одной старой подмосковной даче.
Вернее
сказать, это был старый-старый дом с мезонином. В 1930-х годах его
перетащили из зоны затопления канала Москва–Волга. С тех пор он оброс
пристройками, обветшал, но верно служит четырем поколениям физиков и
лириков.
После застолья две маленькие дочки хозяина повели меня на чердак по
крутой узкой лестнице. Мы постояли в полумраке, прислушиваясь и
приглядываясь. «Здесь живет Оно…» – авторитетно сказала старшая из
сестренок. «Кто это – Оно?...» – спросил я шепотом.
Ответа я не дождался, потому что младшая распахнула какие-то дверцы и
белым мотыльком выпорхнула на ветхую крышу. Пришлось ее срочно ловить.
Потом мы снова бродили по чердаку, то уклоняясь от каких-то вещей, то
подбирая что-то. И все это время я чувствовал, что мы здесь не одни,
что кто-то приветливо на нас смотрит. Наверное, это и было
оно – Старое Доброе Время. Здесь, на чердаке, оно тихо
царствовало над вещами, выпавшими из разных эпох, и невольно
сплотившимися в одну семью.
Вот крепкие ящики, на которых торопливо намазано гуталином: «Институт
физики. Казань». С этими ящиками семья эвакуировалась в 1941 году.
Рядом с ними соседствуют компьютерные мониторы середины 90-х. Из
древнего серванта подслеповато мерцают фарфоровые чашечки из
разрозненных сервизов. В старом книжном шкафу дремлют научные журналы
начала ХХ века. Среди них я и увидел растрепанный «Сборник тем и планов
для сочинений», выпущенный типографией М.М.Стасюлевича в Петербурге в
1906 году.
Добрые хозяева подарили мне этот сборник, принадлежавший их
прадедушке-словеснику, и, вернувшись домой, я стал разглядывать его,
пытаясь понять, что же меня привлекло к этой невзрачной
книжке-«методичке». Через несколько минут я уже не мог оторваться.
Давно я не читал ничего более размеренного, степенного, исполненного
ясности и непоказной, застенчивой мудрости. Из предисловия: «В планах
дано почетное место так называемым художественным описаниям, с целью
пробуждения в учениках поэтического чувства, действующего, как
известно, облагораживающим, смягчающим образом на природу человека…»
На этих словах раздался звонок в дверь: пришла с работы, из школы, моя
жена Наташа. Она положила на стол пачку тетрадей и сборник с яркой
обложкой «Литература. ЕГЭ-2010. Экзаменационные задания». Я открыл его
и прочитал в предисловии: «В предлагаемом пособии публикуется открытый
сегмент по литературе Федерального банка экзаменационных материалов…
Наиболее важной, конструктивной частью экзаменационной модели является
ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного
ответа…»
Как получилось, что к учителю обращаются сейчас таким машинным языком?
Неужели всего за сто лет педагогическая литература разучилась говорить
с учителем и с детьми по-человечески, без нервной скороговорки терминов?
Мне скажут, что тогда, в 1906 году, мир был намного безмятежнее и
неспешнее. Но какая уж там безмятежность, когда по всей России пылали
усадьбы, а «Сборник тем и планов для сочинений» печатался в
петербургской типографии в те дни, когда в Москве войска штурмовали
баррикады на Первой Мещанской, на Арбате и Пресне.
В гимназические окна жадно глядела революция в маске соблазнительной
Незнакомки, но учитель продолжал делать свое одинокое вечное дело. И
опирался на пособия, составленные людьми не только толковыми, но и
любящими, сердечными. Темы, которые они предлагали учителю и ученикам,
могли показаться мелкими, незначительными. Они на первый взгляд не
вязались с действительностью, но в этом было их достоинство. Своей
мирной интонацией они укрывали детей от разгулявшегося хаоса. Они
напоминали о том, что, кроме таких абстракций, как «счастье трудового
народа» и «мировой прогресс», есть еще дом, сад, папа и мама, красота
падающего снега и тайна звездного неба… Они учили видеть не только
лозунги и заголовки новостей, но и жизнь. Вот хотя бы старый дуб во
дворе.
«Дуб принадлежит к прекраснейшим и драгоценнейшим лесным деревьям,
вследствие величественного вида… Дуб составляет жилище многих насекомых
и птиц… На листьях находятся служащие для приготовления чернил
чернильные орехи…» В этом примере для описаний мне слышится голос не
сурового методиста, а Х.К. Андерсена.
Открывается сборник «описаниями простыми». Первая глава посвящена
часам, вторая – башне, третья – дому… Описания прелестны по важности
тона. «Перепелка – птичка степей. Просторно ея царство…», «Цветы
встречаются везде, даже острова Ледовитого океана не лишены их…»
Кажется, что эта книга написана героями Аксакова и Тургенева для таких
же литературных детей, как Петя Ростов из «Войны и мира» или Егорушка
из «Степи».
Вот темы для рассказов (первые классы гимназии): О том, что видела
птичка в дальних землях. О том, как дети собирали ягоды, грибы и орехи.
История постройки дома и разведения при нем сада…
А вот темы для описаний (средние классы гимназии): Листопад. Зимний
вечер. Река в лунную ночь. Путешествие на пароходе. На катке. Мои
поездки и прогулки. На берегу большой реки. Встреча войска,
возвратившегося из похода. Бульвары Москвы. Волга у г. N. Большие
праздники. Метелица на большой реке. Лес в лучшую свою пору…
Или темы для рассуждений по истории: Светлые и темные страницы всеобщей
истории. О проявлении нравственного начала в истории. Какие столетия
особенно замечательны в истории и почему? Домашняя жизнь в героическое
время.
Вот темы для рассуждений по литературе: О раскрытии в поэзии высших
сторон человеческого духа. Роль домашних животных в произведениях
Гомера. Мачеха и падчерица в народных сказках. Отличительные черты
древней русской проповеди.
А это примеры для рассуждений. Тут отзвук грозового времени явственно
слышен.
«Куда бы ни склонялся твой дух, созидай свое счастье на основании более
прочном, нежели простая надежда, и заботься в своей юности о том, чтобы
к твоим воспоминаниям не примешалась когда-нибудь горечь раскаяния…»
«Кто видел мир в обширных размерах, тот не заботится об исполнении
мелочных предписаний различных кружков…»
Вот примеры тем разнородного содержания: Почему жизнь сравнивают с
путешествием? Родина и чужая сторона. Почему в обществе часто говорят о
погоде? О высоком достоинстве человеческого слова и письма. Слово как
источник счастья. Неприятности и удовольствия, испытываемые пешеходами.
А также – темы для описаний: Пароходная пристань. Прибытие поезда.
Почтовая станция. Замирание нашего сада осенью. Дедушкин садик.
Великаны и пигмеи лесного царства.
При всем простодушии эти темы требовали воспоминания, наблюдательности,
лирического движения души.
Раздумье над такими темами помогало обрести очень простые навыки:
рассудительность, духовную трезвость, чувство меры, способность
продумывать последствия своих поступков. Все это очень простые вещи, но
в переходные эпохи, страстно зовущие куда-то, большинству людей именно
этих качеств почему-то остро не хватает.
Как, наверное, возмущали темы из этого сборника буйных гимназистов или
«передовых» семинаристов! После марксистских брошюр – «Дедушкин
садик»?!
Сборник тем написан за какие-то считанные годы до войны, братоубийства,
террора и ГУЛАГа! Можно ужасаться слепоте людей, но можно думать и о
другом: о том, как учителя хотели «заговорить», отодвинуть беду,
внушить детям понятия добра и милосердия. Не получилось. Возможно, одни
учителя просто не торопились, думая, что у них впереди долгие годы
спокойного развития во главе с сильным премьером Столыпиным. А другие,
быть может, сочувствовали грядущему перевороту. Да, возможно, они
многого не просчитали, не предусмотрели. Но они шли к детям, чтобы
сказать о чем-то самом важном…
«Возвышенный строй мыслей питается выполнением в жизни возвышенных
обязанностей...»