Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2010
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

От редакции

Год учителя завершается. Но Время учителя никогда не проходит.

Время учителя не проходит – есть, были, будут дети, их радостный смех, простодушная доверчивость и вопросительная открытость. И постоянно будут востребованы забота о них, усилия на ниве их просвещения, доброе участие в становлении каждого нового человеческого мира. Время учителя бесконечно, как сама жизнь.
Но не таковы времена, эпохи, в которые человеку выпадает жить и работать учителем.
Есть более благоприятные, есть менее. В одни периоды общественного развития ценность образования превозносится, в другие нивелируется. Или так: на словах декларируется,
но укладом жизни отрицается – худший вариант, но знакомый.
И тут проявляется знаменитый парадокс учителя: он может служить не только лицу своего времени, но и «вопреки» ему: оставаться порядочным человеком в лихолетье, удерживать нравственную планку в перевернутом, катящемся кубарем мире.
Откуда такие силы? От детей, конечно, от связанности с ними, личной ответственности за них. Сам дух – через детей, от того большого Времени учителя, над которым не властны
ни политика, ни власть, ни «технологизм» с «экономизмом».
Вот живой пример из почты декабря: «Школьники 9-х пишут срезовые работы по плану городского управления. Это называется «лингвистическое сочинение», а по сути – надо писать правила по памяти. Неприятность еще и в том, что после этого каждый учитель должен бесплатно проверить 80 работ учеников из других школ. Но обидно другое.
Обидно, что писать что- то мировоззренческое нашим подросткам, видимо, запрещено. А я тут своим предложила тему «Как я буду воспитывать своего будущего ребенка» – их прямо прорвало. Такая искренность, такая глубина. И просто – тоска по «высказаться». Вот бы и заняться вплотную тем, что нужно детям, – ан нет, бюрократическая душиловка не дает головы поднять».
Спору нет, на одном черном хлебе орфографического или иного минимума детей не поднять, по-настоящему не научить, и вопрос: а оно кому-нибудь, кроме учителей, нужно? – звучал в этом году с завидной частотой. Тут важен ответ. Если учителю – надо, не все потеряно. А времена бывали и похуже. Об этом – наша педагогическая ретроспектива вослед уходящему Году учителя.

Рейтинг@Mail.ru