О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Как научить детей видеть нетривиальное в повседневной жизни? И при этом
развить важные компетентности: коммуникабельность, умение
взаимодействовать в группе, способность к быстрой оценке ситуации? Опыт
педагогов Санкт-Петербургского образовательного центра «Участие»
показывает, что эффективным способом решения подобных задач может
стать… вдумчивая журналистика. С 2005 года центр «Участие» совместно с
общероссийским изданием «Газета для родителей» проводят деловую игру
«Журналист», в которой приняли участие уже более 500 старшеклассников
из школ Санкт-Петербурга, Карелии, Тюменской, Волгоградской,
Ставропольской областей и других регионов. В процессе игры,
разделившись на редакции или «корпункты», ребята за один рабочий день
делают газету, отражающую их взгляды и мысли, их ощущение
Санкт-Петербурга. Вернее, для начала не всего города, а лишь некоторых
мест одного района. Каждая редакция создает свою тематическую полосу
(или несколько полос). При этом школьники пробуют себя в роли
корреспондента и фотографа, аналитика и редактора, стараются побороть
собственную робость, интервьюируя незнакомых людей в непривычных
местах, придумать оригинальные способы подачи собранной информации.
Подробно технология подготовки и проведения игры описана в статье М.Эпштейна и
В.Пузыревского «Истина в игре» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 10 за 2010 год).
Как следует из статьи, в основу положено семь принципов: приключения,
встречи, зеркала, дела, игры, трансформера и фасилитации. Так, согласно
принципу приключения, организаторы создают для участников игры
неожиданные ситуации, требующие принятия решений «здесь и сейчас»,
проявления исследовательских способностей. Разрабатываются такие
задания, выполнение которых предполагает легкий социальный риск,
экстрим сбора и обработки журналистского материала «с колес», то есть
те ощущения, которые присущи психофизиологической природе подростков.
Вопрос «Делать жизнь с кого?» юноши и девушки решали во все времена и
решали, как известно, по-разному. Не секрет, что современных ребят
особенно привлекают образы известных бизнесменов и других
знаменитостей. Но ведь и среди обычных людей есть немало успешных
профессионалов, которые интересны детям. Это могут быть, например,
родители учеников или знакомые родителей. Почему бы не пригласить их в
школу на встречу со старшеклассниками? Конечно, чтобы такие встречи
были продуктивны, их надо специально готовить. А еще лучше – создать в
школе клуб встреч с интересными людьми, как, например, сделали педагоги
одной из школ Тульской области. История создания этого клуба описана в статье О.Кожуровой «Встреча с личной
историей успеха» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 10 за 2010 год).
Как отмечает автор, в центре внимания членов клуба «Беседка» стоит не
та или иная тема, а главный герой, которому предстоит раскрыться перед
детьми, ответив на их вопросы. Поэтому поиск такого героя — самая
сложная задача. Это должен быть интересный и компетентный человек,
который не стесняется и не боится высказывать свое мнение, обладает не
только достижениями и глубокими знаниями в своей профессиональной
области, но и культурой, вкусом, юмором, умом. Найти такого человека
педагогам и ученикам помогают родители (клуб «Беседка» рассматривается
как форма социального партнерства школы и семьи). Но окончательное
решение о том, с кем провести очередную встречу, всегда принимают сами
ребята. И самый главный критерий здесь – взрослый должен быть интересен
детям.
«Фантастическая добавка», «Необычная обычность», «Отсроченная
отгадка» – эти интригующие названия обозначают приемы развития
учебной мотивации. Все они описаны в статье О.Михайловой «Учебная
мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса»
(«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ», № 12 за 2010 год).
Автор акцентирует внимание на том, что на каждом этапе учебного занятия
важно развивать определенные виды мотивации, для чего следует
использовать особые приемы. Скажем, усилить учебную мотивацию в конце
занятия можно с помощью приема «Отсроченной отгадки», например, так: «А
на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжелым корнем и самой
большой почкой, которые растут у нас на огороде».