СТИЛЬ И УКЛАД
А вместо звонка – мелодия чардаша!
Бывая в других школах или лицеях, чаще всего я пугаюсь… звука школьного
звонка. Особенно когда он среди временной тишины урока начинает «звать»
на переменку.
Дело в том, что в нашем станичном лицее уже третий десяток лет вместо
звонка на уроки нас приглашает неизменный музыкальный позывной, который
звучит как во всех зданиях лицея, так и в школьном дворе, откуда слышен
на полстаницы. За многие годы этот позывной стал символом лицея, на
который реагируют не только ученики и учителя, но и
выпускники прошлых лет и родители. Из школ исчезает мел. Знаком времени
становятся безмеловые доски. Может, устарел и школьный звонок? Есть ли
ему альтернатива? Может, и его пора в музей?
Много лет назад мне, 14-летнему подростку, довелось провести смену в
горном лагере юных туристов на живописном закарпатском перевале Уклин.
Заместитель начальника лагеря по воспитательной работе, завуч местной
школы, венгр Золтан Людвигович Пензелык, благодаря которому наполнялась
радостью и колоритом подростковая лагерная жизнь, напоминал некоего
мага-дирижера. Впечатление это складывалось оттого, что жителей лагеря
разных категорий он мог собрать незаметно при помощи музыкального
позывного. Стол его был завален виниловыми миньонами (так назывались
маленькие грампластинки на 4–6 мелодий), а по центру громоздился
огромный проигрыватель и усилитель. Для вожатых или туринструкторов он
запускал одну пластинку, для командиров отрядов – другую. Сбор отрядных
комиссаров предполагал третью мелодию. Причем в начале смены каждый
знал лишь свои позывные, которые между иной звучащей музыкой по мере
необходимости включал наш Золтан. Никто даже не подозревал, что по его
сигналу в штабе уже собрались командиры и что-то заговорщицки
замышляют. Поскольку я был командиром отряда, то точно помню, что все
мы устремлялись в штаб под звуки зажигательного чардаша. Причем
добежать в штаб надо было до окончания звучания мелодии.
…До сих пор, услышав мелодию чардаша, я вспоминаю замечательного
улыбчивого венгра и привстаю, чтобы бежать на встречу с ним.
Много лет спустя, когда я уже стал вузовским преподавателем и читал
лекции на курсах повышения квалификации, командировочная жизнь занесла
меня в один из негосударственных техникумов города Ейска. Там я читал
лекцию о «скрытых» факторах педагогической реальности, где рассказывал
об организации предметно-пространственной среды школы. И упомянул о
своем школьном позывном, который звучит вместо звонка. Все мои лекции
добросовестно посещал и внимательно слушал директор техникума,
профессор Михаил Иванович Савин.
Через месяц я снова приехал в Ейск, чтобы принимать экзамены по
окончании курсов. Директор по-хозяйски встретил на пороге дома
(необычный уют в здании не позволяет говорить иначе как «дома»). Внутри
нас встретила шумная атмосфера переменки, а Михаил Иванович почему-то
не спешил пригласить в свой кабинет и явно что-то выжидал, таинственно
улыбаясь.
И вдруг из-за панелей подвесного потолка зазвучала тихая
инструментальная музыка, наполнявшая помещения уютом и скрадывающая
привычный шум перемены. А на ее фоне – приятный негромкий женский
голос: «Уважаемые преподаватели и студенты! Через одну минуту начнутся
занятия. Просьба занять места в аудиториях и приготовить все
необходимое». Ровно через минуту музыка стихла, и начались занятия…
Я увидел победно-ликующее выражение лица директора, и стало ясно, что
он свою педагогическую квалификацию точно повысил и для него экзамен
был сдан. Надо было лишь дождаться и услышать, как начинается перемена.
Оказалось все гениально просто. В момент завершения времени занятия
начинала тихо звучать приятная музыка (кажется, это был Вивальди). Она
была настолько тихой, что не мешала преподавателю завершить начатую
мысль, и настолько громкой, чтобы было понятно: время истекло.
Казалось бы, какие мелочи. Но они становятся частью символьно-знаковой
реальности школы, частью традиции, без которой школа безлика и скучна..