СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Сбор, выезд, зимний лагерь
Опыт 564-й школы Санкт-Петербурга показывает, что известную многим форму работы с детьми можно наполнить серьезным педагогическим содержанием
Впереди каникулы: карнавальные дискотеки, подарки, катание
с горки и, конечно, любимые школьным народом выезды,
лучше с ночевкой.
Дети ценят их за возможность оторваться от привычной жизни, испытать себя в другом качестве. А взрослые стараются максимально использовать этот выход из учебно-урочных рамок в вольное пространство педагогики. Где взрослого и ребенка не разделяет учительский стол. Где не нужно объяснять новый параграф, проверять домашнее задание, ставить отметки. Зато можно учить другим вещам, ничуть не менее важным.
А подчас и учиться самому.
Объединяя усилия
Потрудиться для хорошего сбора приходится немало и взрослым, и ребятам.
Прежде всего взрослые определяют место будущего сбора. И туда сначала
едут организаторы, чтобы осмотреться и решить, насколько условия
соответствуют их задачам. Для предстоящих четырех дней сбора заранее
составляется программа коллективной творческой деятельности, в основе
которой – коммунарская методика И.П.Иванова.
С педагогической точки зрения для нас очень важно, что ребята проживают
эти несколько дней в разновозрастных группах. Ведь в обычной школьной
жизни десятиклассник даже не замечает шестиклассника, пробегающего у
него под ногами, у них нет повода для общения. А во время сбора при
равенстве прав и обязанностей участников они непременно должны
объединять свои усилия – и в игре, и в театральной постановке. Тем
более когда вместе моют посуду или накрывают столы во время дежурства,
подметают и убирают мусор на территории лагеря. Это непременная и
обязательная часть жизни: во время заезда и перед отъездом все – и
ребята, и взрослые надевают резиновые перчатки, вооружаются мешками для
мусора и наводят порядок.
Новый взгляд – на себя и на других
Еще одна степень свободы, предоставляемая сбором, – избавление от
рутины и от привычных ролей, которые волей-неволей закрепляются за
каждым ребенком в круговороте ежедневной учебы – этот троечник, тот
ботаник, кто-то вечный нарушитель дисциплины, а про некоторых вообще
трудно что-нибудь сказать: они всегда держатся середины.
Зато на сборе, где все настроены доброжелательно и готовы принимать
друг друга, непременно проявляется каждый. Например, во время
театрального тренинга «Литературное кафе». Взрослый заранее подбирает
небольшой рассказ или отрывок из повести, пьесы, читает ребятам и
предлагает инсценировать. На все – разучивание ролей, репетиции,
рисование и монтаж декораций – четыре часа. Дело находится каждому. Кто
стесняется выходить на сцену, может готовить реквизит, работать
гримером или костюмером, оформлять афишу, подбирать музыку.
Мини-спектакль готовится на одном дыхании и принимается зрителями очень
тепло, ведь им предстоит выйти на сцену следующими.
Но самый главный эффект в том, что к вечеру дети разбирают друг у друга
рукописные сценарии. А вернувшись домой, осаждают библиотеку, чтобы
добыть книжку с тем самым рассказом, а потом и почитать что-нибудь
другое у впервые «открытого» писателя.
Обстановка сбора дает возможность и учителям предстать совсем в другом
образе – теми взрослыми, которые помогают, а не контролируют,
поддерживают, а не оценивают. Кстати, с этой же целью мы приглашаем на
сбор классных руководителей и родителей – в качестве гостей. Чтобы они
посмотрели на своих детей в непривычных обстоятельствах.
Структура
Все участники сбора, пятьдесят–шестьдесят детей и около двадцати
взрослых, делятся на малые группы постоянного состава, человек по
двенадцать. В каждой должно быть хотя бы двое лидеров. Старшеклассники,
много раз бывавшие на сборах, или выпускники очень органично занимают
эту позицию. Главное – опыт и желание. Чаще всего взрослый отдает роль
ведущего, а сам держится рядом, не перехватывая власть и инициативу.
Функция взрослого – страховка, наблюдение, анализ. Результаты этого
анализа служат предметом обсуждения на ежевечерней планерке.
На каждый день из числа школьников выбирается дежурный командир,
обладающий всей полнотой власти. Он, например, может подойти к
руководителю всего сбора и сказать: на кухне некому чистить картошку, и
если у вас сейчас нет других дел, помогите, пожалуйста. И отказаться в
такой ситуации, ссылаясь лишь на свой статус, невозможно. Но быть
дежурным командиром – это и опыт серьезной ответственности. В конце дня
он отчитывается и анализирует, что получилось сегодня из
запланированных дел, а что нет. И почему.
В этом году мы придумали шкалу оценок для дежурного командира:
«спасибо», «спасибо, но+» и «пожалуйста, не+». Каждого на всякий случай
страхует взрослый, не объявляя об этом. В крайнем случае он может
подойти и посоветовать, как лучше поступить, но отдавать распоряжения
за дежурного командира взрослый не может. Примерно такое же отношение и
к старшеклассникам: им всеми силами дают понять, что на них надеются и
рассчитывают. Впрочем, бывает, что старшеклассник сознательно
отказывается от лидерской позиции и ездит на сборы, например, в
качестве фотографа или художника. Вроде со всеми, но немного в стороне.
В зависимости от задач группы могут переформировываться. Но основная
структура работает на то, чтобы сначала сплачивалась малая группа,
потом налаживалось взаимодействие между группами и к концу сбора каждая
чувствовала себя частью целого, объединенного общими интересами,
воспоминаниями, переживаниями.
Традиции
Со временем сборы превратились в отлаженный и эффективный инструмент
педагогического взаимодействия. Ребята обрели вкус к этому
содержательному и насыщенному проживанию событий рядом со взрослыми.
Педагоги почувствовали воспитательный потенциал этой формы. Появились
сплоченная команда, традиции. И самое главное, желание развивать форму
сборов, модифицировать ее под разные задачи.
Сейчас в школе практикуются не только каникулярные выезды, но и сбор
выходного дня. Классные руководители стали обращаться с запросом:
помогите, пожалуйста, организовать выезд так, чтобы провести выходной
всем классом по-настоящему интересно и без эксцессов. То есть без
конфликтов, столкновений с местными, без риска, что твои
старшеклассники начнут «бузить» ночью.
Наши инструкторы, обладающие большим опытом организации сборов,
помогают избежать всего этого. Ведь дети ищут приключений только когда
им нечем заняться. У нас очень жестко соблюдается сухой закон:
потенциальные нарушители боятся, что их больше не возьмут на сбор. А
те, кто хоть раз побывал, знают, что здесь это не принято. Курение тоже
распространенная проблема, но нужно понимать, что в случае запрета
старшие все равно будут курить тайком. Поэтому оговаривается, что
можно, но только в определенном месте. И процесс перестает быть
привлекательным. Перекур ведь нужен, чтобы поболтать и отлынить от
работы – физиологической зависимости в этом возрасте еще нет. А общения
на сборе достаточно. И мотивации побездельничать нет, все время что-то
интересное происходит.
Суточный выезд не требует такой долгой подготовки, он организуется из
уже готовых макетов, опробованных на регулярных сборах. Классный
руководитель объясняет, какие педагогические задачи хотел бы решить.
Например, в седьмом классе мальчики и девочки постоянно ссорятся. Как
сгладить эту проблему? Мы предлагаем программу, во время которой
предполагается создать смешанные мальчишеско-девичьи команды, которые
будут взаимодействовать. Но только не в соревновательной форме, чтобы
не обострить уже существующие противоречия. Даем в помощь нескольких
старшеклассников и выпускников, которые возьмут на себя большую часть
организационной работы.
Классному руководителю заранее представляется программа будущего
выезда. Кроме того, он может выбирать, в какой позиции хочет
участвовать в сборе. Например, в качестве внешнего наблюдателя, чтобы
со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать
взаимоотношения. Или можно наблюдать процесс изнутри, тогда учителю
предлагают взять на себя педагогическое сопровождение малой группы, а
общее руководство осуществляет кто-то из организаторов.
Прощание
Результаты сбора в значительной степени зависят от его
завершения. У
нас уже есть традиции, позволяющие детям эмоционально отыграть финал
всего выезда и отдельных его этапов. Мы, например, чуть изменили
традиционную коммунарскую «свечку», превратили ее в ежевечерний
разговор о важных человеческих вещах, о том, что нечасто становится
предметом обсуждения в школе. О любви, долге, дружбе, о выборе. А весь
выезд обычно завершает «забор»: на длинной ленте склеенных листов
бумаги мы рисуем штакетины по числу участников, на каждой – имя. И в
течение последних часов, когда все собираются, прощаются, убирают за
собой, каждый время от времени подходит и пишет пожелания,
благодарности тем, кто был важен для него на этом сборе. Потом «забор»
разрезаем на полоски и раздаем адресатам. Иногда для выражения эмоций
даже не хватает лицевой стороны бумажной штакетины, и в электричке
ребята дописывают пожелания с изнанки. А потом бережно хранят их дома.
В ожидании следующего сбора.
Алексей ИЗМАЙЛОВ, Наталья ИНОКЕНТЬЕВА, Екатерина ПЕРОВА,
педагоги школы
№ 564 Санкт-Петербург
Если вы решили попробовать, то...
...Состав малых
групп
лишний раз лучше не трогать. Перевод одного человека в
другую группу даже к концу первого дня воспринимается очень болезненно
для команды.
...Нужно настойчиво
предлагать детям разнообразить привычные отношения. Многие
хотят идти в группу к старым приятелям. Но ведь выезд дает редкую
возможность завязать новые знакомства и установить новые отношения.
Разместиться в палате ты можешь рядом с другом и обмениваться с ним
впечатлениями вечером. А днем лучше расходиться с ним по разным группам.
...Выбор роли наблюдателя
будет означать, что классный руководитель должен подчиняться
организатору. Все нарекания и замечания можно высказывать
только после завершения выезда. Это оберегает команду от возможных
конфликтов и неразберихи.
...Темы для вечернего
общения, которые вы подбираете заранее, должны быть заготовлены с
запасом. Чтобы можно было выбрать ту, которая
соответствует именно сегодняшнему настрою ребят.
...Организаторы
обязательно должны проанализировать итоги. Лучше не
сразу. После сбора должна пройти примерно неделя, чтобы все волнения и
впечатления улеглись. И только тогда можно поговорить о том, что не
получилось.
Анализ нужно вести по всем направлениям: хозяйственный блок,
организация разных периодов – начала, основной части, финала. И при
планировании следующего выезда прежде всего просмотреть записи об этих
недочетах и промахах. Чтобы не повторять их.