КРУГ ВОПРОСОВ
Песочница как произведение искусства
Мы беседуем с автором знаменитых арт-объектов для школы Александром Райхштейном
Огромное яйцо дремлет в гнезде, сплетенном из стволов рябины. Если яйцо
погладить, оно просыпается и начинает говорить. Так сенсорное
устройство реагирует на прикосновение детской ладони. Таинственное
существо под скорлупой, лежащее в гнезде, как в колыбели, задает
вопросы, выслушивает ответы, а потом снова погружается в сон…
Его создатель, российский художник Александр Райхштейн, уже двадцать
лет живет в Финляндии, где прославился как книжный иллюстратор и автор
арт-объектов для детей.
Впервые посетители увидели его «Гнездо» на выставке «Век зверей» в
художественном музее «Атенеум» города Хельсинки (Финляндия).
Тогда заключенный в скорлупу птенец (или, быть может, детеныш
динозавра?) завоевал сердца детей и взрослых, уютно посапывая и задавая
им милые детские вопросы по-фински, по-шведски и по-английски.
В России он оказался благодаря усилиям галереи современного искусства
pARTner project, которая в 2007 году решила показать это чудо
москвичам.
«Я благодарен судьбе, которая свела меня с Александром Райхштейном.
Увидев на выставке это потрясающее «Гнездо», я понял: оно должно
находиться у меня в школе», – говорит директор Центра образования № 109
Евгений Ямбург.
Так загадочное, еще не родившееся на свет существо обрело в России
новых хозяев.
Теперь, в особой школьной комнате для релаксации Центра образования
№ 109, яйцо обращается к детям по-русски и по-английски.
Впрочем, иногда, погладив его, школьники могут услышать несколько
финских фраз…
Эксперты считают, что «Гнездо» не просто пленительная игрушка для
умиротворения детских и взрослых нервов.
Это первый арт-объект международного уровня, который сегодня находится
в российской школе.
Финляндия не только страна с самой эффективной системой
государственного образования. Искусство для детей здесь оплачивается из
государственного кармана.
Финские муниципалитеты закупают арт-объекты для новых школ и детских
садов, а государственные музеи и прославленные художественные галереи
создают у себя «детские залы», в которых не иссякает поток восхищенных
посетителей всех возрастов. Именно музеи наперебой заказывают работы
художника из России.
Сегодня арт-объекты Александра Райхштейна выставляются по всему миру –
от Швеции до Японии, от Германии до Испании и Португалии. А тот, кому
не удается уехать далеко от дома, может увидеть их на красочном сайте
художника www.reichstein.name.
– Вы выполняете
ваши
произведения по заказам крупнейших музеев Финляндии и Северной Европы.
Почему именно музеи являются главными заказчиками выставок для детей?
Ведь в России до сих пор считается, что музей – территория традиционно
«взрослой», «серьезной» культуры!
– В музеях Финляндии давно уже поняли, что для них дети – целевая
аудитория. Если не наладить работу с детьми сегодня, то завтра,
повзрослев, они вообще не будут ходить в музей. Их способ освоения мира
– пользоваться всеми органами чувств: кусать, трогать, разбирать на
части, гладить, нюхать…
Поэтому в одном зале музея детям запрещают трогать экспонаты, но в
другом им предоставляют возможность все потрогать, покрутить,
попрыгать, поползать… Дети – довольно умные существа. Просто им надо
объяснить правила игры. Там – нельзя, здесь – можно.
– С чем, на ваш взгляд,
связана подобная толерантность? Это особая музейная культура стран
Северной Европы?
– Отчасти это связано с тем, что в финских музеях не собрано
грандиозных сокровищ мировой культуры, как, скажем, в Лувре и в
Эрмитаже. В музеях, где хранятся тысячи шедевров, сотрудники могут себе
позволить многое: шикать на посетителей, одергивать детей, запрещать
подходить к витринам… А финские музеи так не проживут. Поэтому они
более открыты к посетителям разного возраста и придумывают новые формы
работы со своей аудиторией. Например, вовлекают зрителей в работу с
объектами искусства. Приглашают художников, которые согласны на то,
чтобы с их произведениями играли. А я очень люблю, когда с моими
арт-объектами играют.
– Россияне долго не
могли привыкнуть к слову «арт-объект». Что такое детский арт-объект?
Чем он отличается от арт-объекта для взрослых? Или здесь уместно то,
что говорил Маршак о детской литературе: «Для детей – как для взрослых,
только лучше?»
– Когда говорят: для детей нужно делать так же, как для взрослых,
только лучше, я не согласен. В процессе работы я вовсе не думаю,
предназначен мой арт-объект для детей или для взрослых. Мне важно,
чтобы он был живой! Конечно, можно начинить его механикой, и он будет
жить сам. Мне же больше нравится, когда его оживляет публика. Когда его
гладят, толкают, переворачивают – одним словом, вступают с ним в
контакт. Значит, получается игра. А играют у нас по большей части дети.
Дети – открытые существа, без предрассудков. Говорить с маленькими
детьми на визуальном языке – одно удовольствие. Я работал три года в
финско-русском детском саду «Калинка» в Хельсинки: приходил раз в
неделю и делал с малышами особые художественные проекты. Как известно,
все маленькие дети замечательно рисуют. У них не возникает мысли, что
они чего-то не умеют: им еще этого не внушили. К сожалению, в школе эта
способность куда-то исчезает.
– Известно, что в
Финляндии школа или детский сад может купить для детей арт-объект у
известного художника. Как это происходит? На государственном уровне
разработана какая-то особая программа?
– При строительстве школы или детского сада (как и вообще при
строительстве любого общественного здания в Финляндии) определенный
процент от стоимости проекта отводится на покупку произведений
искусства. Процент очень маленький, но сумма получается вполне
достаточная, чтобы осуществить весомый арт-проект.
Когда же школьное здание уже построено, ни в одном школьном бюджете не
предусмотрена статья, позволяющая учебному заведению приобрести дорогое
произведение искусства у известного художника. А контролеры в Финляндии
строго следят за исполнением бюджета.
За двадцать лет моей жизни в этой стране мне не удалось сделать для
финской школы арт-объект масштаба «Гнезда».
Школы больше склонны использовать освободившиеся средства не для
приобретения арт-объектов, а для проведения соответствующих акций.
Например, художника могут позвать в частную школу, чтобы провести с
детьми мастер-класс или воркшоп.
У школы или детского сада есть еще одна возможность приобрести
произведение искусства – получить грант.
Именно так одна из моих работ попала в частный русско-финский детский
сад «Калинка» в Хельсинки. Это «Дуб» по мотивам сказок Пушкина,
созданный к 200-летию со дня рождения Пушкина и одновременно – к
десятилетию этого детского садика. Это – огромный дуб более четырех
метров высотой. Внутри – игровая комната, куда можно заходить
через дверку. На ветке висят качели, на которых может покачаться даже
взрослый. Если дернуть за веревочку, вылетают все персонажи, которые
перечислил Пушкин в стихотворении «У лукоморья дуб зеленый…». Особый
фурор вызывает баба-яга, когда она распахивает дверцу в стволе дуба и
пересекает на бреющем полете весь зал...
Конечно, такой арт-проект можно осуществить только на грант и только в
частном учебном заведении. В муниципальной школе или детском саду сразу
прибегут контролеры и спросят: почему вы потратили деньги на дуб,
бабу-ягу и ученого кота, а не на что-то другое? Долго придется
доказывать, почему, а это не всегда просто. Даже в частном детском саду
на этот случай требуются свои аргументы. Тонкость в том, что стоимость
услуг в частном детском садике Финляндии остается для родителей такой
же, как и в муниципальном городском детском саду. Чтобы родители могли
вносить лишь символическую плату за содержание детей, частный детсад
продает свои услуги городу. Вот поэтому, с одной стороны, здесь можно
свободнее тратить деньги, а с другой – город тоже контролирует частный
детский садик.
– Известно, что ваш
новый арт-объект тоже необычен. Это огромная песочница. Она находится в
России или в Финляндии?
– В Финляндии, в небольшом городе Котка, недалеко от русской границы.
Там есть обычный городской детский садик с круглосуточной группой, где
можно оставлять ребенка на несколько дней. Недавно рядом со старым
бревенчатым зданием возвели новое, ультрасовременное. При постройке
определенный процент от средств был отведен под создание
арт-объекта. В Финляндии сейчас не лучшая экономическая
ситуация, и принцип процента, выделяемого на арт-объекты при
строительстве общественных зданий, подвергается критике. Если его
отменят, в школе и в детсаду может вообще не быть объектов искусства.
Зная это, я стал размышлять, что можно сделать с выделенными деньгами.
На эту сумму – довольно скромную – я мог бы нарисовать для детсада
какую-нибудь картину. Городские чиновники были бы этим вполне
удовлетворены. Но работники детского сада – вряд ли.
Мне хотелось придумать такое изделие, которое полностью было бы
интегрировано в жизнь детского сада. А еще лучше – такое, в создании
которого дети сами могли бы поучаствовать.
И тогда меня осенило. Во дворе садика есть замечательное место вечного,
перманентного детского творчества – песочница. В ней с утра до вечера
что-то строится и перестраивается. Не прекращается интенсивная,
креативная работа.
И я решил внести свой вклад. Только сделать то, чего дети не могут.
Я сделал песочные куличики огромного размера. Они выглядят как песок,
хотя сделаны из бетона и покрыты сверху песком. Центральный куличик
получился выше двух метров, и он стал художественным акцентом всего
двора. Другие куличики – невысокие, разных геометрических форм, которые
детям всегда полезно освоить – кубики, ведрышки, стеночки. На них дети
могут залезать, играть, строить, окружать стенами… И народ уже деловито
копошится в песочнице, занимается приятными работами.
– Российские художники
иногда говорят, что хорошо бы защищать арт-объекты от детей. А
российские чиновники считают, что это дети должны быть защищены от
арт-объектов. А вы как думаете?
– Арт-объекты – это часть жизни, и они не должны быть более опасны, чем
все остальное. Но не надо делать их более безопасными. Жизнь вообще
опасна. Мне в детском саду города Котка говорили: а что будет, если
дети залезут на эти куличики и упадут лицом вниз? Я им объяснял, что в
песочнице они расшибутся меньше, чем в помещении – если бы, к примеру,
залезли на стол такой же высоты и свалились на пол. Чем мой арт-объект
более опасен, чем обычный стол в детсадовской группе? Но ведь от этого
никто не отменяет столы! Тем не менее люди вечно опасаются, что
арт-объекты привнесут в их жизнь и в жизнь детей дополнительные риски.
Конечно, эти риски надо учитывать, но нельзя только из-за них
отказываться от тех необыкновенных ощущений, которые дети могут
получить, играя с арт-объектом.
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА
Полностью иллюстрированное интервью с Александром Райхштейном читайте в
одном из ближайших номеров газеты «Управление школой»