Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ


Дашковская Ольга

Дистанционное образование вне зоны доступа

Проект обучения детей-инвалидов так и остается проектом...

Осенью 2008 года Президент России дал поручение обеспечить детей-инвалидов, обучающихся на дому, персональными компьютерами и доступом к интернету. Предусматривалось также подготовить педагогов и родителей к проведению виртуальных уроков.
Данные мероприятия были включены в нацпроект «Образование», а Минобрнауки совместно с Минкомсвязи дано задание разработать и представить в Правительство РФ предложения по решению важнейшей социальной задачи.
Однако решение до сих пор пробуксовывает…

Деньги и конкурсы

Всего на эти цели с 2009 по 2012 год планировалось выделить из федерального бюджета 8,5 млрд рублей – с тем чтобы на момент завершения проекта создать условия для дистанционного образования для 30 тыс. детей-инвалидов, или 90% от численности ребят, не посещающих школу и не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям на компьютере.
Недавно на Всероссийском совещании руководителей органов управления образованием директор департамента воспитания и социализации детей Мин­обрнауки Алина Левитская отчиталась о ходе выполнения проекта. Или, точнее, о ходе его невыполнения.
С самого начала, в 2009 г., запуск проекта был осложнен по ряду причин: недопустимо долго разрабатывались нормативные документы на федеральном уровне (они были утверждены Минюстом только в октябре). Регионы долго согласовывали целевые показатели и объемы софинансирования.
Поэтому соглашения Рособразования с регионами были оформлены в ноябре.
По итогам 2009 г. только Санкт-Петербург и Орловская область израсходовали средства в полном объеме. Остальные или частично, или вообще не успели освоить выделенные на эти цели деньги, из-за чего они были возвращены в бюджет.
В первом квартале нынешнего года ассигнования вновь были направлены в регионы, но в некоторых из них отмечались факты нецелевого использования средств.
На местах были затянуты сроки проведения конкурсных процедур, допущены ошибки и нарушения, возникали организационные, имущественные, методические проблемы.
Например, в Республике Алтай и Амурской области обучение детей ведется только по программам дополнительного образования, в то время как в нормативных документах четко указано на обучение по общеобразовательным программам.
Во многих территориях этапы реализации проекта – поставка оборудования, его монтаж, обучение родителей – были скомканы и осуществлялись в «обратном» порядке: например, родителей обучали дистанционным технологиям в отсутствие оборудования, а на курсах повышения квалификации вместо педагогов обучались случайные люди «с улицы».
Там же, где была проведена вся необходимая подготовительная работа, зачастую занятия все равно не начинаются – по каким-то таинственным причинам, не поддающимся объяснению.

Письма министра

Очередная административная реформа – ликвидация Рособразования – также усугубила накопившиеся проблемы и только затянула их решение.
Как следствие по итогам третьего квартала 2010 г. было организовано дистанционное обучение около 2820 детей-инвалидов, хотя по плану к концу года эта цифра должна составлять 10650 человек. Кстати, и в 2009 г. плановые показатели были выполнены только наполовину.
«Каким чудесным образом выполнить свои обязательства?» – спрашивала коллег Алина Левитская.
В качестве последней меры воздействия в ноябре этого года губернаторам были разосланы письма за подписью министра образования и науки Андрея Фурсенко, в которых говорилось о необходимости достижения количественных показателей проекта, однако, по признанию Левитской, не на всех эти призывы возымели действие.
Или оказали обратное влияние.
Например, многие субъекты РФ, видя, что они не справляются с поставленной перед ними задачей, решили кардинально пересмотреть свои первоначальные обязательства по отношению к больным детям.
Так, в Республиках Марий Эл и Хакасия в 2011 г. планировалось создать условия для обучения 115 детей с ограниченными возможностями здоровья, теперь эти цифры сократились до 10, в Адыгее – с 60 до 10, в Алтайском крае – со 125 до 40, в Камчатском крае – со 100 до 6.
Таким образом, если в течение 2011 года планировалось создать условия для обучения на дому для 9000 детей-инвалидов, то благодаря «усилиям» чиновников эта цифра сократилась до 7500.

Тридцать три причины

По словам Левитской, свое поведение управленцы объясняют разными причинами: одни расписываются в собственном непрофессионализме, признаваясь, что они первоначально включили в число инвалидов детей с нарушениями умственного и психического развития, не способных учиться дистанционно; другие сваливают вину на родителей, якобы сопротивляющихся этому процессу…
Между тем, как напомнила директор департамента воспитания и социализации детей, мы «не можем не выполнить поручение президента», тем более что о создании необходимых условий для всестороннего развития детей-инвалидов говорилось в Посланиях Медведева Федеральному Собранию в 2009 и 2010 годах.
Примечательно также, что решение об этом проекте принималось в трудное кризисное время, и несмотря на это ассигнования на эти цели выделяются в полном объеме.
«Кроме того, мы не имеем морального права не поддержать семьи с детьми-инвалидами и не оправдать их надежд. Моральные обязательства должны в данном случае перевешивать административные», – подчеркнула Алина Левитская.
Конечно, есть исключения из общего правила. Например, в Республике Северная Осетия (Алания) не только выполняют, но и перевыполняют взятые на себя обязательства и планируют создать центр для профессионального образования инвалидов.
Неравнодушно отнеслись к проекту и в Нижегородской области, где намерены запросить средства на подготовку родителей детей-инвалидов по программам второго высшего образования.
Но в целом формальное, мягко говоря, отношение большинства руководителей органов управления образованием к актуальной проблеме, социальную значимость которой трудно переоценить, наводит на мысли о том, что барьеры для полноценной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья существуют не в подъездах, а в головах чиновников (Об этом мы писали в ПС № 23 от 11.12.2010 г. в статье «Не льготы, а равные права»).
По данным правозащитников, обнародованным еще в 2004 году, 200 тыс. детей-инвалидов, или 45% от их общего числа, не обучаются в школе. По словам члена экспертного совета при аппарате Уполномоченного по правам человека Сергея Колоскова, «ситуация за этот период мало изменилась к лучшему, и у Минобрнауки нет адекватного ответа на вопрос о том, как эффективно организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья».
По его мнению, необходимы поправки в Закон РФ «Об образовании», закрепляющие конкретные механизмы реализации провозглашенных в нем гарантий равного доступа к образованию для инвалидов.

Рейтинг@Mail.ru