ПОВЕСТКА ДНЯ
Дистанционное образование вне зоны доступа
Проект обучения детей-инвалидов так и остается проектом...
Осенью 2008 года Президент России дал поручение обеспечить
детей-инвалидов, обучающихся на дому, персональными компьютерами и
доступом
к интернету. Предусматривалось также подготовить педагогов и родителей
к проведению виртуальных уроков.
Данные мероприятия были включены в нацпроект «Образование», а
Минобрнауки совместно с Минкомсвязи дано задание разработать и
представить в Правительство РФ предложения по решению важнейшей
социальной задачи.
Однако решение до сих пор пробуксовывает…
Деньги и конкурсы
Всего на эти цели с 2009 по 2012 год планировалось выделить из
федерального бюджета 8,5 млрд рублей – с тем чтобы на момент завершения
проекта создать условия для дистанционного образования для 30 тыс.
детей-инвалидов, или 90% от численности ребят, не посещающих школу и не
имеющих медицинских противопоказаний к занятиям на компьютере.
Недавно на Всероссийском совещании руководителей органов управления
образованием директор департамента воспитания и социализации детей
Минобрнауки Алина Левитская отчиталась о ходе выполнения проекта. Или,
точнее, о ходе его невыполнения.
С самого начала, в 2009 г., запуск проекта был осложнен по ряду причин:
недопустимо долго разрабатывались нормативные документы на федеральном
уровне (они были утверждены Минюстом только в октябре). Регионы долго
согласовывали целевые показатели и объемы софинансирования.
Поэтому соглашения Рособразования с регионами были оформлены в ноябре.
По итогам 2009 г. только Санкт-Петербург и Орловская область
израсходовали средства в полном объеме. Остальные или частично, или
вообще не успели освоить выделенные на эти цели деньги, из-за чего они
были возвращены в бюджет.
В первом квартале нынешнего года ассигнования вновь были направлены в
регионы, но в некоторых из них отмечались факты нецелевого
использования средств.
На местах были затянуты сроки проведения конкурсных процедур, допущены
ошибки и нарушения, возникали организационные, имущественные,
методические проблемы.
Например, в Республике Алтай и Амурской области обучение детей ведется
только по программам дополнительного образования, в то время как в
нормативных документах четко указано на обучение по общеобразовательным
программам.
Во многих территориях этапы реализации проекта – поставка оборудования,
его монтаж, обучение родителей – были скомканы и осуществлялись в
«обратном» порядке: например, родителей обучали дистанционным
технологиям в отсутствие оборудования, а на курсах повышения
квалификации вместо педагогов обучались случайные люди «с улицы».
Там же, где была проведена вся необходимая подготовительная работа,
зачастую занятия все равно не начинаются – по каким-то таинственным
причинам, не поддающимся объяснению.
Письма министра
Очередная административная реформа – ликвидация Рособразования – также
усугубила накопившиеся проблемы и только затянула их решение.
Как следствие по итогам третьего квартала 2010 г. было организовано
дистанционное обучение около 2820 детей-инвалидов, хотя по плану к
концу года эта цифра должна составлять 10650 человек. Кстати, и в 2009
г. плановые показатели были выполнены только наполовину.
«Каким чудесным образом выполнить свои обязательства?» – спрашивала
коллег Алина Левитская.
В качестве последней меры воздействия в ноябре этого года губернаторам
были разосланы письма за подписью министра образования и науки Андрея
Фурсенко, в которых говорилось о необходимости достижения
количественных показателей проекта, однако, по признанию Левитской, не
на всех эти призывы возымели действие.
Или оказали обратное влияние.
Например, многие субъекты РФ, видя, что они не справляются с
поставленной перед ними задачей, решили кардинально пересмотреть свои
первоначальные обязательства по отношению к больным детям.
Так, в Республиках Марий Эл и Хакасия в 2011 г. планировалось создать
условия для обучения 115 детей с ограниченными возможностями здоровья,
теперь эти цифры сократились до 10, в Адыгее – с 60 до 10, в Алтайском
крае – со 125 до 40, в Камчатском крае – со 100 до 6.
Таким образом, если в течение 2011 года планировалось создать условия
для обучения на дому для 9000 детей-инвалидов, то благодаря «усилиям»
чиновников эта цифра сократилась до 7500.
Тридцать три причины
По словам Левитской, свое поведение управленцы объясняют разными
причинами: одни расписываются в собственном непрофессионализме,
признаваясь, что они первоначально включили в число инвалидов детей с
нарушениями умственного и психического развития, не способных учиться
дистанционно; другие сваливают вину на родителей, якобы
сопротивляющихся этому процессу…
Между тем, как напомнила директор департамента воспитания и
социализации детей, мы «не можем не выполнить поручение президента»,
тем более что о создании необходимых условий для всестороннего развития
детей-инвалидов говорилось в Посланиях Медведева Федеральному Собранию
в 2009 и 2010 годах.
Примечательно также, что решение об этом проекте принималось в трудное
кризисное время, и несмотря на это ассигнования на эти цели выделяются
в полном объеме.
«Кроме того, мы не имеем морального права не поддержать семьи с
детьми-инвалидами и не оправдать их надежд. Моральные обязательства
должны в данном случае перевешивать административные», – подчеркнула
Алина Левитская.
Конечно, есть исключения из общего правила. Например, в Республике
Северная Осетия (Алания) не только выполняют, но и перевыполняют взятые
на себя обязательства и планируют создать центр для профессионального
образования инвалидов.
Неравнодушно отнеслись к проекту и в Нижегородской области, где
намерены запросить средства на подготовку родителей детей-инвалидов по
программам второго высшего образования.
Но в целом формальное, мягко говоря, отношение большинства
руководителей органов управления образованием к актуальной проблеме,
социальную значимость которой трудно переоценить, наводит на мысли о
том, что барьеры для полноценной адаптации людей с ограниченными
возможностями здоровья существуют не в подъездах, а в головах
чиновников (Об этом мы писали в ПС № 23 от 11.12.2010 г. в
статье «Не льготы, а равные права»).
По данным правозащитников, обнародованным еще в 2004 году, 200 тыс.
детей-инвалидов, или 45% от их общего числа, не обучаются в школе. По
словам члена экспертного совета при аппарате Уполномоченного по правам
человека Сергея Колоскова, «ситуация за этот период мало изменилась к
лучшему, и у Минобрнауки нет адекватного ответа на вопрос о том, как
эффективно организовать обучение детей с ограниченными возможностями
здоровья».
По его мнению, необходимы поправки в Закон РФ «Об образовании»,
закрепляющие конкретные механизмы реализации провозглашенных в нем
гарантий равного доступа к образованию для инвалидов.