NON/FICTION-2010: книги, встречи, проекты
Главные события XII Международной выставки-ярмарки интеллектуальной литературы – в нашем репортаже!
Такое ощущение, что в этом году выставка-ярмарка
интеллектуальной литературы NON/FICTION первый раз за все время своего
существования заявила о себе в полный голос. Будто устроители наконец
отбросили ложный стыд и опасения не угодить публике, оказаться
неинтересными, ненужными, недоступными, и в результате событие шагнуло
далеко за границы узкого круга посвященных.
В нынешнем году NON/FICTION впервые позиционировала себя как
просветительский проект. Раньше, конечно, тоже предпринимались попытки
как-то вовлечь в интеллектуальную орбиту детей и подростков, но детская
программа ярмарки больше тяготела к развлечению, чем к серьезному
разговору, а уголок, громко именовавшийся «Территорией познания»,
походил на детскую площадку в супермаркете, куда родители могут на
время сдать ребенка, чтобы не мешал делать покупки.
В этом году на NON/FICTION успешно дебютировала программа «Открытый
урок литературы». Известные московские педагоги и литературоведы каждый
день собирали настоящий аншлаг: многим старшеклассникам приходилось
даже сидеть на полу из-за нехватки мест.
Заслуженный учитель России Лев Соболев разбирал с пришедшими
школьниками последний акт «Вишневого сада», показывая им способы
пристального, «режиссерского» прочтения пьесы, когда взгляд не скользит
по тексту, а останавливается буквально на каждом слове.
Учитель и главный редактор газеты «Литература» Сергей Волков посвятил
свой открытый урок искусству абсурда. Старшеклассники с азартом
расшифровывали стихотворение Заболоцкого «Движение», а Сергей Волков
помогал им репродукциями картин художников-авангардистов.
Преподаватель Литературного института Игорь Волгин прочел блестящую
лекцию о литературных дебютах XIX века. Школьников никто не принуждал
конспектировать, но многие непроизвольно открывали тетради, чтобы
записать отточенные формулировки лектора. Например, такую: «У
Достоевского было два дебюта: ночь, когда Некрасов прочел «Бедных
людей», и утро на Семеновском плацу…»
Завершился просветительский проект NON/FICTION выступлением
литературоведа Людмилы Сараскиной, которая представила биографию
Солженицына как художественное произведение, показав, что человеческая
судьба часто складывается по законам литературного сюжета.
Детская программа ярмарки в этом году отличалась серьезностью.
Организаторы поставили перед собой задачу помочь детям научиться думать
о самых важных в жизни вещах. Российские и зарубежные психологи,
педагоги и философы объединились для двухдневного семинара,
посвященного человеческим ценностям.
Детей учили задавать вопросы и искать ответы, а главное – отличать
ценности от «подменяющих понятий». В рамках семинара все дни проходила
акция «10 минут о ценностях». Каждый детский писатель или художник,
приходивший на ярмарку, выступал перед детской аудиторией с
десятиминутным монологом о своих жизненных ценностях.
Параллельно проходила дискуссия с участием родителей, педагогов и
психологов на тему «Как говорить с детьми о смерти».
В рамках детской программы состоялся и серьезный разговор с подростками
об исторических событиях ХХ века. Общество «Мемориал» представило
проект «Рассказы для будущего». Несколько старшеклассников встретились
с людьми, пережившими репрессии, а потом подготовили и представили на
выставке устные рассказы об их судьбе.
Еще одно знаковое событие произошло на NON/FICTION 2010 года. Выставка
интеллектуальной литературы всегда пыталась быть не только
пространством запечатленной в книгах мысли, но и местом, где осмысление
действительности происходит вживую, здесь и сейчас. Однако все
дискуссии и «круглые столы» прошлых лет были как-то искусственно
сужены, замкнуты исключительно на судьбах интеллектуальной литературы.
В этом году живая мысль впервые выплеснулась за цеховые рамки. Правда,
сделано это было не собственными силами, а с помощью почетного гостя
NON/FICTION 2010 – Франции, которая привезла в Москву целый десант
современных французских философов.
Все дни на выставке шли настоящие философские марафоны – непрерывные
выступления наших и французских мыслителей, пытавшихся с разных точек
зрения (от антропологической до экономической) ответить на вопрос: «Что
делает человека человеком?»
Выступала на NON/FICTION и легендарная Юлия Кристева, французский
психоаналитик, семиотик, переводчица и популяризатор Бахтина, ученица
Жака Лакана и Клода Леви-Стросса. В рамках философской конференции при
полном зале Кристева, в 90-е годы занимавшаяся анализом культуры бунта,
прочитала лекцию «Как мыслить свободу сегодня».
Еще одна лекция на тему «Человек как воспитатель и воспитуемый» была в
эти дни прочитана Юлией Кристевой в МГУ. Запись лекции можно найти на
сайте Всероссийского интернет-педсовета:
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=74&showentry=10881&st=10.
Главным литературным событием выставки, прошедшим, правда, очень
скромно и почти незаметно, стал выход в свет сборника стихов Александра
Введенского. Тексты Введенского, в отличие от Хармса, щедро
издававшегося в постперестроечное время, до этого года были доступны в
основном только в интернете. Двухтомник издательства «Гилея»,
выпущенный в 1993 году, давно уже стал библиографической редкостью и
предметом зависти нескольких поколений филологов. С тех пор стихи
Введенского больше не издавались. И только в ноябре 2010 года
издательство ОГИ выпустило составленный филологом Анной Герасимовой
700-страничный сборник Введенского «Всё», куда вошли действительно
почти все наиболее известные тексты поэта.
Еще один масштабный поэтический проект представил на выставке Фонд
содействия образованию и науке. Фонд выпустил самое полное на
сегодняшний день – четыре объемные книги – Cобрание сочинений поэта
Ольги Седаковой. В первый том вошли почти все ее стихи, во второй –
переводы (от посланий Антония Великого до стихов Пауля Целана), в
третий – литературоведческие статьи, размышления о поэзии, воспоминания
о поэтах-современниках, в четвертый – эссе на этические и философские
темы, включая знаменитую публичную лекцию Ольги Седаковой
«Посредственность как социальная угроза». Сам четырехтомник еще не
успел выйти из печати (его появление в книжных магазинах ожидается
только в январе 2011 года), но издателям очень хотелось представить его
именно на NON/FICTION.
Большой интерес у публики вызвала презентация двухтомного учебника
литературы, вышедшего в издательстве «Лимбус Пресс». Книга называется
«Литературная матрица» и имеет подзаголовок: «Живой учебник
отечественной словесности» (в предыдущем номере «ПС» писало об этом
проекте). Как объясняют издатели, «Матрица», где о писателях-классиках
рассказали современные литераторы (Сергей Гандлевский, Андрей Битов,
Людмила Петрушевская и др.), призвана стать «альтернативой стандартному
школьному учебнику литературы». На самом деле изучать по «Литературной
матрице» школьную классику вряд ли получится, зато это неплохой
материал для знакомства с эстетическими и этическими взглядами самих
авторов учебника.
Из долгосрочных издательских проектов стоит обратить внимание на
изданный в этом году второй том трехтомного Cобрания сочинений Осипа
Мандельштама (издательство «Прогресс Плеяда»). В этот том вошла проза
поэта, причем около половины объема книги занимают комментарии.
Составитель собрания сочинений – Александр Мец, подготовивший не одно
издание Мандельштама.
Интересна также шестая книга восьмитомника Андрея Платонова
(издательство «Время»), куда вошли детские рассказы и сказки писателя.
Платонов, сотрудничавший со многими детскими журналами, всю жизнь
пытался издать сборник своих произведений, героями которых являются
дети. Существовало множество вариантов этого сборника, которые он из
года в год рассылал в разные редакции, неизменно получая отказы (часто
при положительных и даже восторженных внутренних рецензиях).
Несбывшаяся мечта Платонова – книга о детях – увидела свет
только в 2010 году.
Из собственно детских книг наиболее ярким событием выставки
стала серия «Отражения» издательского дома Мещерякова. В этом году в
серии вышли две книги, каждая из которых прежде всего бесконечно
красива, ведь в оформлении использованы работы мировых классиков
детской книжной иллюстрации. Это «Сказки об эльфах и троллях» с
иллюстрациями Йона Бауэра и «Питер Пэн», проиллюстрированный Артуром
Рэкхемом.