Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Нарышкина Наталья

Подумаешь, подрались?..

Вести себя невозмутимо в случаях детских драк не всегда уместно. Не только потому, что дерутся порой жестоко и злобно, «с последствиями»,
но и потому, что не всегда эти драки детские. Недетскими же они становятся тогда, когда они перестают быть случайными – драки продуманны, спланированны, целенаправленны. Драки ради установления своего порядка, утверждения лидерства и обозначения «зоны влияния». По сути – войны, и вести их дети могут начать очень рано. Если росли только на компьютерных играх и не пережили глубокого человеческого контакта с близкими людьми. Если с младенчества получили установку на лидерство любой ценой. Если им привычна агрессивная конфликтная среда.
Наверное, что-то еще можно добавить. Но зададимся другим вопросом: а как реагировать на эту данность?
Вряд ли решение, которое предлагает автор материала, – единственное. Хотя кто знает… 

Обыкновенная история

Мальчик ударил девочку. Ну да, в школе, в пятом классе это обычная история. Но этот мальчик ударил девочку так сильно, что ее забрали в травмпункт. Оттуда сообщили об этом случае в детскую комнату милиции,  инспектор вызвал на собеседование тех родителей и других. И тут события стали разворачиваться все интереснее и интереснее.
Мама у мальчика была председатель родительского комитета в классе. Первым делом она позвонила маме девочки и попросила забрать заявление из милиции. Но мама девочки категорически отказалась. Дело в том, что этот мальчик систематически терроризировал одноклассников. Не всех. Он выбирал себе какую-нибудь жертву и начинал травить: дразнить, издеваться, бить. Причем не один, его поддерживали еще несколько ребят из класса.
Вначале прицепились к мальчику-армянину, но у того был богатый папа, и он тут же перевел ребенка в школу получше.
Следующей жертвой стал мальчик-художник, талантливый и, как это бывает с некоторыми очень одаренными людьми, немного странноватый. Родители не стали разбираться, а перевели его в школу при известном художественном училище.
На очереди оказался лучший ученик класса. Ему – пальцы в глаза, да так, что у отличника вдруг сильно начало падать зрение. Мальчика забрали.
И вот эта девочка. Она привлекла внимание агрессора тем, что у нее единственной из класса не было мобильного телефона, тогда как у него самого – айфон!  Сначала все по его уговору стали дразнить ее нищей, все громче и громче. Потом бить.
С чего бы, спрашивается, мама девочки должна забирать заявление? Но тут домой стали звонить и другие родители, в том числе родители тех мальчиков, которые его поддерживали в травле одноклассников. Эти мамы тоже входили в родительский комитет, и они говорили: «Уходите из нашего класса!» Их тон был угрожающим.
Долго вдумываться в эту ситуацию не надо. Мамы ведут себя так же агрессивно, как их дети. Они демонстрируют свое превосходство, презирают одинокую и небогатую маму девочки так же, как их дети – ее дочь.  Дети просто копировали отношение взрослых к необеспеченным и непохожим на них людям.
В результате девочку перевели в другую школу, она поступила в лицей с биологическим уклоном. И как вы думаете, что сказали женщины из родительского комитета? Они опять похвалили себя: не такая уж плохая школа у нас, если  от нас в лицеи поступают!

В качестве эпилога

Все это очень печально: конкуренция, оценка человека по доходу и социальному положению, борьба за лидерство. И уже не зазорно толкаться локтями, проявлять агрессию в борьбе за доминирование.   Родители хотят, чтобы их ребенок был всегда первым, и не важно, какими средствами достигается лидерство. Но что чувствуют дети, взращиваемые на таком отношении родителей к людям и к жизни? Кем они станут?
Я окончила школу десять лет назад, тогда родители некоторых моих одноклассников вдруг стали сказочно богатыми, а родители других – практически нищими. Но тогда в детской среде ценность человека еще не определялась дороговизной мобильного телефона или должностью родителей. Теперь не то. И что мы, люди с другими ценностями, можем в этой ситуации сделать для своих детей? Достаточно ли просто демонстрировать наши убеждения? Но смогут ли наши дети победить? Выжить? Не оказаться избитыми?
На мой взгляд, выход один: в такое время, когда общество так сильно сегментировано, не надо ввязываться в борьбу ценностей, а нужно просто искать подобных себе, людей своего круга. И это вполне реально сделать. Более того, если наши дети воспримут такую позицию, они найдут свое счастье.

Рейтинг@Mail.ru