ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Подумаешь, подрались?..
Вести себя невозмутимо в случаях детских драк не всегда
уместно. Не только потому, что дерутся порой жестоко и злобно, «с
последствиями»,
но и потому, что не всегда эти драки детские. Недетскими же они
становятся тогда, когда они перестают быть случайными – драки
продуманны, спланированны, целенаправленны. Драки ради установления
своего порядка, утверждения лидерства и обозначения «зоны влияния». По
сути – войны, и вести их дети могут начать очень рано. Если росли
только на компьютерных играх и не пережили глубокого человеческого
контакта с близкими людьми. Если с младенчества получили установку на
лидерство любой ценой. Если им привычна агрессивная конфликтная среда.
Наверное, что-то еще можно добавить. Но зададимся другим вопросом: а
как реагировать на эту данность?
Вряд ли решение, которое предлагает автор материала, – единственное.
Хотя кто знает…
Обыкновенная история
Мальчик ударил девочку. Ну да, в школе, в пятом классе это
обычная
история. Но этот мальчик ударил девочку так сильно, что ее забрали в
травмпункт. Оттуда сообщили об этом случае в детскую комнату
милиции, инспектор вызвал на собеседование тех родителей и
других. И тут события стали разворачиваться все интереснее и интереснее.
Мама у мальчика была председатель родительского комитета в классе.
Первым делом она позвонила маме девочки и попросила забрать заявление
из милиции. Но мама девочки категорически отказалась. Дело в том, что
этот мальчик систематически терроризировал одноклассников. Не всех. Он
выбирал себе какую-нибудь жертву и начинал травить: дразнить,
издеваться, бить. Причем не один, его поддерживали еще несколько ребят
из класса.
Вначале прицепились к мальчику-армянину, но у того был богатый папа, и
он тут же перевел ребенка в школу получше.
Следующей жертвой стал мальчик-художник, талантливый и, как это бывает
с некоторыми очень одаренными людьми, немного странноватый. Родители не
стали разбираться, а перевели его в школу при известном художественном
училище.
На очереди оказался лучший ученик класса. Ему – пальцы в глаза, да так,
что у отличника вдруг сильно начало падать зрение. Мальчика забрали.
И вот эта девочка. Она привлекла внимание агрессора тем, что у нее
единственной из класса не было мобильного телефона, тогда как у него
самого – айфон! Сначала все по его уговору стали дразнить ее
нищей, все громче и громче. Потом бить.
С чего бы, спрашивается, мама девочки должна забирать заявление? Но тут
домой стали звонить и другие родители, в том числе родители тех
мальчиков, которые его поддерживали в травле одноклассников. Эти мамы
тоже входили в родительский комитет, и они говорили: «Уходите из нашего
класса!» Их тон был угрожающим.
Долго вдумываться в эту ситуацию не надо. Мамы ведут себя так же
агрессивно, как их дети. Они демонстрируют свое превосходство,
презирают одинокую и небогатую маму девочки так же, как их дети – ее
дочь. Дети просто копировали отношение взрослых к
необеспеченным и непохожим на них людям.
В результате девочку перевели в другую школу, она поступила в лицей с
биологическим уклоном. И как вы думаете, что сказали женщины из
родительского комитета? Они опять похвалили себя: не такая уж плохая
школа у нас, если от нас в лицеи поступают!
В качестве эпилога
Все это очень печально: конкуренция, оценка человека по доходу
и
социальному положению, борьба за лидерство. И уже не зазорно толкаться
локтями, проявлять агрессию в борьбе за
доминирование. Родители хотят, чтобы их ребенок был
всегда первым, и не важно, какими средствами достигается лидерство. Но
что чувствуют дети, взращиваемые на таком отношении родителей к людям и
к жизни? Кем они станут?
Я окончила школу десять лет назад, тогда родители некоторых моих
одноклассников вдруг стали сказочно богатыми, а родители других –
практически нищими. Но тогда в детской среде ценность человека еще не
определялась дороговизной мобильного телефона или должностью родителей.
Теперь не то. И что мы, люди с другими ценностями, можем в этой
ситуации сделать для своих детей? Достаточно ли просто демонстрировать
наши убеждения? Но смогут ли наши дети победить? Выжить? Не оказаться
избитыми?
На мой взгляд, выход один: в такое время, когда общество так сильно
сегментировано, не надо ввязываться в борьбу ценностей, а нужно просто
искать подобных себе, людей своего круга. И это вполне реально сделать.
Более того, если наши дети воспримут такую позицию, они найдут свое
счастье.