ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Стыдим, обвиняем, запугиваем...
Мы сами создаем детям среду, в которой удобнее не иметь достоинства
«Чтобы в школе не было драк, детям там должно быть хорошо,
тогда они будут хорошими» – эта фраза часто звучит, хотя
думают обычно в обратном порядке: хорошо в школе, где нет драк. Такую
школу родители ищут, но редко находят, даже в самых дорогих вариантах.
Злоба в глазах детей не от толстого/тонкого родительского кошелька,
враждебность не от разницы в благосостоянии семей, а агрессия
не обязательно плохим влиянием обусловлена. Это что-то не то с
внутренним миром наших детей, раз физические аффекты и порывы
воспринимаются ими как само собой разумеющееся, а благородство и
уважение выглядят в их глазах неестественно. Как-то неправильно это: мы
учим детей выживать, а они тем временем жить разучиваются.
«Наверное, моя глупость не вся излечилась…»
Учительница, очень хорошая, рассказывает: «На уроке в третьем
классе товарищ, направляющийся к доске с тетрадью, по дороге толкнул
девочку, спокойно делавшую задание. Вывих плеча и ушиб! На вопрос:
«Зачем ты это сделал?» – слеза. И ответ: «Она меня тоже толкала». Так
что у меня сегодня травмпункт, завтра опять акты, родители и все
сопутствующее». Опять – это потому что накануне у этой учительницы
мальчики перемазали друг друга «корректором», и к концу дня бабушка
одного из них размахивала штанами, требовала компенсации причиненного
ущерба. Третьего дня тоже что-то подобное происходило. И кто же считает
такие мелочи в общении детей, как обзывательства, грубость – словесные
унижения. А кто слышал, как один ребенок похвалил другого или хотя бы
поблагодарил без принуждения?
Первое, что приходит в голову, – такие мы даем детям примеры. Стыдим,
обвиняем друг друга, стремимся уколоть, резануть, хлестнуть, запугать –
причинить эмоциональную боль. И как в ответ на эти «вдохновляющие
пинки» не стать бесчувственным и бесстыдным? И с чего бы проявиться
состраданию, если в такой среде выгоднее выглядеть опасным и
«отмороженным»? Часто человек просто не может позволить себе
«растаять». Или сожалеет о проявлении человеческого.
Рассказывает молодой человек: «Когда мне было 12 лет, нас отправили в
колхоз, я там в первый раз серьезно подрался. Мы шли вдоль неглубокого
арыка. В один момент какую-то девочку начали толкать сначала в
полушутку, а потом остервенело. С главным зачинщиком я и сцепился. Я
ему разбил в кровь нос и поставил огромный фингал, а сам вот от
неумения драться сломал руку. Лучше бы мне разбили нос и поставили
фингал! Рука срослась неправильно. Чтобы правильно, ее надо снова
сломать. Она периодически болит, не во все стороны могу ее повернуть.
Ноет в плохую погоду, трудно переносит тяжести. Но это не главное, о
чем я хочу сказать. А главное вот: а наплевал бы на них, рука бы не
болела. Зачем непременно нужно кому-то что-то доказывать? С какого пня
нужно пытаться донести до каких-то дурачков правоту, они же все равно
не поймут. Доказывать этим что-то себе? Это же странно, что тебя могут
задевать действия тех, кого ты сам не уважаешь. Анализируя это событие
уже извне, я вспомнил, что за несколько секунд до этого хамства в моих
руках был молоток, но его забрали. А если бы не забрали? И
сам факт, что я часто вспоминаю об этом, означает, что, наверное, моя
глупость не вся излечилась».
О «глупости» и просто невежестве
Разбирая подобные ситуации, люди обычно углубляются в
причинно-следственные отношения: если бы да потому что. Звучит всегда
рационально. Например, по поводу плохого поведения человека
чаще всего ссылаются на плохую наследственность: это гены, ничего не
поделаешь. Или гормоны. Между тем психологам известно: как поведет себя
человек – результат как минимум трех составляющих: генов, усвоенных
стереотипов и текущего эмоционального состояния. Иначе говоря, любой
ген, связанный с поведением, проявляет себя не вообще, а в
социально-культурном контексте. Ну а заданность фона – это
ответственность окружающих. В одном случае приемлемы такие отношения в
окружении ребенка, в другом – другие, вот и смотрите, считайте. Хотя бы
до одного. До одного порядочного человека в пространстве детской жизни.
Этого бывает достаточно. Возможно, таким взрослым являетесь вы.
Человеком, понимающим, что каждый рождается с определенными
задатками, но сам свободно решает, как с ними поступить. Покориться им,
превозмочь, развить в себе то, чего нет, или «закопать»
возможности. Одно только и надо – не давить, не душить
мнениями, дать разобраться с собой.
И второе помнить: все люди чувствительны к социальным установкам,
принятым в обществе, хотя кто-то больше, кто-то меньше. Это только
кажется, что «ему хоть кол на голове теши» – не доходит. Доходит, но не
на словах. Доходит, но не сразу.
Взрослый, у которого нравственные установки есть, есть воля им
следовать, создает вокруг себя атмосферу, благоприятную для самого
«безнадежного отморозка» в классе.