«Обычный день, в который умещается столько переживаний!»
Заметки на полях школьного расписания
Дети в школе, в классе, в окружении других – это понятно, но ведь они
еще и в круге собственных забот и переживаний. Постепенно, день за
днем, каждый формирует собственное отношение к школьной
действительности. Об этой стороне их жизни взрослые знают мало. Сегодня
мы публикуем два небольших сочинения на тему «Один школьный день». Тут
и стремление подростка ввысь, и опыт конформизма, и тяга
к самосовершенствованию, и сомнение в ее востребованности…
Ирина Попова, 9
класс:
«И скорее за уроки!»
Этот ужасный звук будильника! Надо поменять мелодию. Остатки милого сна
– как жаль, что, дойдя до ванной, я все забуду. Нужны героические
усилия, чтобы вылезти из-под теплого одеяла и отправиться в холодный
мир. Как же надоело не высыпаться, но и не сделать уроки нельзя, потом
совесть замучает, вот и сидишь полночи: то сочинения, то примеры – с
утра в голове каша. Хорошо, что утром все идет по списку: умыться,
одеться, поесть. И вот, наконец, горячий чай!
Знакомый путь, бодрый шаг. Все кругом идут в школу, с родителями и без,
с огромными рюкзаками и портфельчиками. И всех ждет фейсконтроль на
входе: внешний вид, наличие сменки. До звонка на урок надо сидеть в
раздевалке или в коридоре. Школа потихоньку заполняется: привет,
привет, «ба, ба, знакомые все лица!». Звонок раздается внезапно, как
обычно.
– Так, котятки, проверяем домашнее задание. Открывайте тетради, я
пройду посмотрю.
Ура, учитель в хорошем настроении. Но почему так хочется спать? На
первом уроке – все время. Ты задумываешься, отвлекаешься, глаза
закрываются, рука писать отказывается – а тут как назло новая тема.
Ничего-ничего, впереди перемена, она дана, чтобы окончательно
проснуться.
Второй урок обычно проходит быстро. Далее урок, по которому я случайно
забыла сделать домашнее задание. Но никто не верит, что не сделать
уроки можно случайно. Я-то была уверена, что написала, и не удосужилась
заглянуть в тетрадь. Это мне пойдет в наказание – в два раза больше
делать дома.
Урок, еще урок. И наконец последний урок на сегодня, и мы свободны до
завтра, если не считать кучи новых домашних заданий. На уроке –
очередная биография очередного поэта. Я люблю стихи, они зовут к
чему-то высокому, дают шанс побыть в возвышенном настроении. Но,
узнавая на уроках подробности жизни поэта от рождения до смерти, я
разочаровываюсь. Достаточно и одной истории о паре мелких пакостей,
чтобы я расстроилась: он такой же, как все, только еще стишки пишет.
Или это только у меня такая проблема?
Ну все, все! Пора и честь знать: домой! Время еще только 13.00, а я уже
свободна! Время уже 13.00, а я в первый раз за день ем! И скорее за
уроки, чтобы до тренировки успеть.
Как я их делаю? Лежа. Места за столом катастрофически не хватает, а так
– весь пол в твоем распоряжении, все под рукой. И вот в течение трех
часов я бьюсь с синусами, алканами, силами притяжения и не только.
Прошлась по всем предметам. Что ж, домашняя работа сделана на три дня
вперед, это один из методов моей учебы, делать уроки загодя. В итоге,
бывает, вечер чем-то занят, а у меня все готово. Но бывает – как
сегодня: думала, что готово, а нет.
После тренировки в сон клонит, я дописываю эти записки – и спать.
Срочно спать. Надо только сделать вывод: зачем я все это пишу? Просто –
чтобы люди могли увидеть обычный мир моими глазами. Каждый видит
окружающее не так, как другие. Каждого одолевают свои мысли, и мне
интересно узнать, что же думают другие по такому вот ничтожному поводу,
как один школьный день. День, в котором ничего вроде бы не происходит,
но где умещается столько переживаний!
Татьяна Скорлупина, 11
класс:
«У меня свои цели»
Все чаще думаешь об окончании школы. Сколько же всего произошло за эти
годы! Концерты, спортивные игры, соревнования, разные мероприятия,
важные для школы. Сколько сил, эмоций, времени было потрачено! Зря? Не
зря? Сегодня все это не важно, сегодня у меня другие цели.
С утра солнце, и настроение прекрасное. Хочется еще поваляться, но
встаю, а то опоздаю – кстати, раньше меня это беспокоило сильнее.
Сейчас – громко MTV, музыка бодрит. Иду по улице, а в голове песня
Павла Воли. И тут чувствую, что опаздываю на зарядку. Точно –
опаздываю, но умудряюсь вовремя скрыться из вида – да, в такие моменты
мне либо чертовски везет, либо попадает за все грехи человеческие.
Начался первый урок, и понеслось. Друзья, хорошо быть честным,
высказывать свое мнение, но будьте умнее, не делайте этого в школе! В
школе нужно молчать, потому что даже сейчас, когда я уже в одиннадцатом
классе, мне припоминают мою «честность» – когда-то я высказала свое
мнение, и меня выгнали из кабинета. Всегда легче выгнать, чем выслушать.
Пришли проверять форму. Итоги: у кого-то нет эмблем, у кого-то нет
жилетки, у кого-то рубашка розовая, а не белая. Мне совершенно не
нравится форма, у меня другой стиль, но в школе все должны быть
одинаковыми. Когда-то меня это возмущало, и я писала негодующие
мини-стишки: «Без жилетки жить нельзя, вот закон ЦО, друзья». А сейчас,
если честно, мне все равно. Есть форма, нет ее. Захочу – приду
в жилетке, захочу – без нее. Пусть проверяют.
На третьем уроке мы решали самостоятельную работу за пятый класс. По
крайней мере нам так сказали. Однако чувствовалось, что это не за пятый
класс самостоятельная, это дипломная за пятый курс МГУ, точно.
Потом было еще два урока, как сквозь сон. Когда я не понимаю материал,
я стараюсь его усвоить механически. Но бывает полная ерунда, и я просто
наблюдаю. Бедного учителя никто не слушает, зато какая стойкость! А
может, ей все равно, она твердит урок, а сама поскорее хочет попасть
домой. В этом наши цели совпадают. Звенит звонок, все счастливы.
…Так странно, мы всегда рвемся домой, а находясь дома, хотим обратно.
Думаем: поскорее бы закончить школу, но потом, наверное, будем скучать.
Мы часто ссоримся с учителями и говорим всякие глупости, а День учителя
и для нас родной праздник. Но что точно: каждый день в школе – это
борьба. Иногда с окружающими, иногда с самим собой. Главное – научиться
извлекать пользу из этой борьбы.
Подготовила Варвара ЧКАНИКОВА