Так воспитание превращается в процесс подчинения...
Симон Соловейчик. Из книги «Педагогика для всех»
В одном решительно все люди сходятся. В схеме воспитания, которую
держат в уме: «Я большой, ребенок – маленький. Я знаю, как жить, он –
не знает. Я его веду». Правда, он почему-то не идет, сопротивляется. Не
понимает, неразумный, что я веду его для его же пользы.
В этой прекрасной схеме есть слабый пункт, а именно – ребенок. Ребенок
мешает! Мне ничего не остается, как заставить его. Так власть
становится вроде бы первой необходимостью воспитания, непременным
условием его.
Но если власть – первая доблесть воспитателя, то в чем же первая
доблесть ребенка? Естественно, послушание. Тот ребенок хорош, который
послушен родительской воле; то воспитание идеально, при котором растут
идеально послушные дети.
Так воспитание превращается в процесс подчинения. Родители добиваются
власти над ребенком, а он – собственной власти над всей ситуацией.
Начинается худшее, что только может быть в воспитании: борьба за
власть.
В семье, где идет спор за власть, чем бы он ни кончился и чему бы ни
учили ребенка, его учат спорить за власть – и только. Его учат,
встречаясь с человеком, во что бы то ни стало добиваться верха или
смиряться, покоряться. Учат глядеть на мир с точки зрения силы: или
твоя сила, или моя. Нравственного воспитания тут быть не может, и в
этом кроется истинная, глубокая причина всех неудач в воспитании: спор
за власть – первый признак бездуховности, несправедливости.
Тайное, скрытое даже от глаз родителей, но мощное обучение
безнравственному поведению, растление душ идет и там, где царит
сообщничество, где побеждает принцип «я тебе – ты мне», я
тебе мотоцикл – а ты хорошо учись. Тогда на всех смотрят с точки зрения
выгоды: кто выгоден, с теми веду дружбу. Не стало выгоды –
конец отношениям.
Но наша жизнь – это совместный труд с множеством людей, физическое,
душевное и духовное сотрудничество. Не соподчинение, не сообщничество,
а сотрудничество. Воспитание – это сотрудничество с детьми,
ответственность за которое несут взрослые.
Давайте подумаем, а что, собственно, нам нужно от детей?
Да одно и только одно. Чтобы они могли активно, сознательно, творчески
сотрудничать с людьми и с обществом в целом – были счастливы. Не
подчиняться, не подчинять, не приспосабливаться и не ломать всех вокруг
себя, а быть собой и взаимодействовать с другими. Кого мы больше всех
ценим в нашей жизни? Людей, с которыми легко и интересно работать
вместе.
Одно слово – сотрудничество, а содержит в себе, если вдуматься, все
высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно
воспитать человека для человека. Научить уважать и ценить людей.
Нуждаться в них и быть им нужным. Чем-то поступаться ради них. Но разве
не того же мы ждем от ребенка?
Сотрудничество с людьми – то поле, на котором дальние и ближние цели
воспитания сходятся.